В частности я перечел, конечно же, Гомера, поскольку ночь душна, повисли паруса - а Одиссея как-никак в фундаменте евпропейской цивилизации
Крайне любопытной показалась мне сцена в конце повествования, где он возвращается на свою закаканую, но суверенную Итаку и встречается со свинопасом Евмеем.
Говоря о свинопасах, воображение рисует современные реалии - какое-то распухшее от сивухи грубое крестьянское рыло.
Но все оказывается намного интереснее. Евмей - царского рода, в детстве попавший в плен к пиратам-финикийцам и проданный отцу Одиссея ставший членом расширенного семейного клана. Раб в смысле юридическом он, как аристократ по рождению и воспитанию был поставлен матриархом на ответственнейшую должность.
Евмей - начальник над людьми и собаками, которые стерегут стадо, причем у Евмея - своя собственная земля, дом и жена, пожалованные царем. У Евмея есть персональная прислуга.
И под начальством у него не простой свинарник. Это вроде как царские кладовые, источник и символ царской власти.
Свинья - это еще и религиозное животное, оно подается гостю как жертва верховному божеству, таким образом свинарник - это церковная сокровищница.
У Гомера есть очевидная религиозная тонкость; человек, который сидит на месте, неизвестно какого черта он сидит, может он просто тупой, поэтому и сидит.
Но вот человек, который куда-то движется - движется по воле богов, которую он умеет услышать нежным ухом и Зевс ему непременно покровительствует. Я конечно же не говорю о нынешних мигрантах, которые не от Зевса, а как бы совсем наоборот.
Далее. Евмею обидно, что царские закрома проедают наглые гости-женихи, но в то же время, как блюститель церемоний он не может отказать Одиссею, приняв его за нищего. Одиссея он не просто кормит, а совершает религиозный обряд, принося жертву.
Засидевшиеся гости - это извращение милосердной сути религии, а настоящего нищего странника надо попотчевать, уважив Зевса. Поэтому Одиссею - калике перехожему подается и жареная свинина, и вино.
Позже Евмей, как человек сведущий в военном деле участвует вместе с Одиссем в бойне нахальных женихов и лично убивает копьем такого-то и такого-то. Между прочим, Одиссей с Евмеем убивают и козопаса Мелентия, который оказался предателем итакской родины.
В мире Гомера ничего не происходит случайно, а только по воле богов, и то, что козлопас оказался гадом ползучим, а свинопас - хорошим, тоже неспроста.
Таким образом у Гомера свинья - это совсем не просто свинья, а свинопас - далеко не просто свинопас. Евмея можно скорее сравнить с первым министром царского двора, третьим лицом в суверенной Итаке после самого царя и его супруги, а свинью - с какой-то священной коровой.
Можно также предположить, что евреи, например, отказываясь от употребления свинины вообще, таким образом не желали связываться с сильными мира того и в то же время не гневить бога.
Опять же, в современности все не то.