И опять без Генри Форда не обойтись. Можно конечно и без него, но выйдет скучное теоретизирование и высоколобое рассуждение о природе человеческой.
Генри Форд и главные завоевания социализма
1. Социалистическая ловушка минимальной зарплаты
Второе самое знаменитое достижение Форда, после его оптимизированного конвейерного производства общедоступных автомобилей, - это высокая минимальная зарплата рабочим. В те времена, когда среднему квалифицированному рабочему на заводе платили примерно 2 долллара в день, у Форда - около 2.25.
И вдруг Форд положил своим рабочим аж 5 долларов в день (около 125 на доллары 2016 года). Это была фантастическая сумма по тем временам, автоматически переводившая рабочих Форда из нижнего класса в средний класс зажиточных буржуа. 5 долларов в день - это выше зарплаты школьного учителя и клерка в банке в том самом, 1914 году, это не просто "минимальная ставка", а предмет зависти. Понятно, что рабочие Форда должны были быть, просто обязаны были стать счастливы. Но в 1914 году Форда считали сумасшедшим и ожидали скорого его разорения. В то время, как прочие промышленники старались сократить зарплаты, внезапная прибавка зарплат виделась как чистое безумие, - не только в финансовом, но и в нравственном аспекте. Рабочий, получавший 5 долларов в день, пойдет в кабак и сопьётся, деньги улетят в трубу, - думали конкуренты Форда. Разорения не произошло. Рабочие не спились, а стали американским средним классом. Состоялась фордистская (корпоративистская) революция. Форд процвел и стал другом и наставником всех прогрессивно мыслящих людей, от Гитлера до Сталина и от Франклина Д. Рузвельта до Антонио Грамши.
Есть простая "капиталистическая" интерпретация мотивации Форда и причины успеха его заботы о простом труженике. Я бы назвал её объяснением для детей-дебилов. Значицца так, - рабочий должен иметь возможность, откладывая от зарплаты понеменогу, за краткий срок, скажем за год, скопить достаточно денег, чтобы купить тот самый лакомый продукт, который он производит. Форд продавал свои автомобили своим же рабочим и окупил тем самым расходы по зарплате,.
Это объяснение прилипчивое. но совершенно неверное.
Рабочих у Форда было всего 14 тысяч человек на тот самый 1914 год. В 1913 году он произвел 170 тысяч автомобилей, в 1914 - 202 тысячи. Подъем зарплаты с 2.25 до 5 означал лишние расходы по зарплате на сумму 9.25 миллионов долларов в год. Если каждый рабочий в том году покупал по автомобилю (450-550 в зависимости от года выпуска), эти 14 000 автомобилей принесли бы лишь около 7 миллионов дополнительной прибыли. Что означало чистую потерю в 2 миллиона с четвертью. Это по курсу доллара на 1914 год, - в пересчете на деньги 2016 года это около 55 миллионов. Очень существенные деньги, пущенные на ветер сумасшедшим? Так ли это?
Цели менеджерского решения Форда были весьма дальновидными и были в обще целом далеки от оптимизации капиталистической бухгалтерии.
Чтобы разобраться в действительной мотивации Форда, нам придется обратиться к истокам социалистической мысли, к политике и к власти, FDR, New Deal к жидам, Уолл-стрит, к понятию третьего мира и к роли Лиги Наций.
"Короли и капуста", ага.
Во-первых, решим вопрос "где ты девал деньги". Далеко идущие планы это одно, а конкретно Форд окупил свои расходы на зарплату резким сокращением расходов по содержанию своих рабочих в общем в целом.
В 1914 году общий недостаток квалифицированной рабочей силы был зачастую связан с сезонным характером этой рабочей силы, а также с постоянной ротацией. Рабочие переходили от ферм весной и осенью на заводы летом и зимой, а также имели склонность перебегать к конкурентам как только конкурент предлагал ставку чуть выше. Люди массово ехали на запад Америки, еще диковатый - там можно было найти удачу, работая на приисках. Рабочий в общем в целом был вольным человеком и сам выбирал - где и куда ему наниматься, и он знал, что свои два доллара с четвертью в день он заработает где угодно, а кое-где ему может светить и большой, хотя и малопредсказуемый куш. Никаких особых резонов работать на дядю Форда непрерывно у него не было. А серьёзные минусы были. Работа в цеху на конвейере утомляет и изнашивает человека непрерывным стрессом, и самый здоровый выход для сохранения здоровья и рассудка - поработав месячишко-другой, удалиться на ферму или уехать мыть золото. Понятно, постоянная циркуляция рабочих в цеху, где никто не желал задерживаться надолго, стоила очень дорого. Каждого нового рабочего следовало обучать заново, а обучив тонкостям производства - в любой момент ожидать перебегания рабочего к конкуренту.
Но 5 долларов в день меняли дело резко и всерьёз. На такие деньги можно было чувствовать себя богачом прямо здесь и сейчас, и вести образ жизни разбогатевшего человека. Рабочий привязывался к заводу, как источнику не просто куска хлеба, а трудноуловимой американской мечты, - процветания.
В 1915 году на заводы Форда хлынул поток желающих обрести это самое процветание. Отбоя от желающих не было. От конкурентов убежали самые работящие, самые приспособленные кадры. Форду оставалось только снять сливки и пенки.
Это бегство рабочих к Форду напоминает бегство простолюдья из Мексики в Америку. За тем же самым. За процветанием.
Но понятно, 5 долларов в день просто так не даются.
Форд не просто искал и находил верных и преданных рабочих, блестяще знающих производство и приспособленных к конвейерной жизни на долгие времена.
Он избавлялся от назойливых профсоюзов. Вернее, он получал карманные профсоюзы, глубоко фордистские, готовые за любимого отца родного нашего глотку порвать кому угодно. Форд (совершенно справедливо) полагал, что независимые союзы рабочих и их лидеры имеют стимул мутить воду, сеять рознь и вражду с менеджерами и саботировать производство под вечной угрозой забастовок. Этой профсоюзной болензнью страдали все капиталисты по всему миру. Но только не Форд. Благодаря искусственно задранным зарплатам он заложил основу корпоратизма, которую потом копировал Муссолини и Гитлер (и с небольшими "улучшениями" - Сталин). Рабочие Форда и лидеры рабочих масс стали его личной политической силой. И Форд ею пользовался безраздельно, вплоть до 1941 года, когда ему все же пришлось делиться.
Во-вторых, Форд получил неписанное право вмешиваться в личную жизнь своих рабочих.
По домам рабочих семей забегали фунционеры фордовской Организации Социализации.
Эта прото-социалистическая или прото-фашистская партийная ячейка, или комитет, объединяла общественных активистов, следивших за моралью всех и каждого. Рабочий Форда за пятерку в день должен был стать настоящим строителем Светлого Будущего, а не простым винтиком в конвейере.
Так, каждый наемный рабочий должен был отказаться от азартных игр и алкоголя. Предпочтение отдавалось примерным семьянинам, причем бонус не полагался тем, у кого жена где-то там работает. Оптимальная семья - рабочий, целиком преданный Форду, и жена, выращивающая новых фордят, но при условии, что рабочий - высокоморальный фордист, преданный своему главному менеджеру. Каждый рабочий должен был прилежно изучать грамоту, и многих принудительно заставляляли посещать вечерние школы, где их учили писать-читать, считать, а также быть глубоко моральной личностью.
Форд передовым образом предложил высокую ставку и женщинам, - но от женщин, наоборот, требовалось быть одиночками и воспитывать детей. Все это предельно рационально, - женщина-одиночка не станет расслабляться на ковейере, барски поручив воспитание наемным нянькам, которым и уйдет лишний доллар. Аналогичная "отеческая" любовь к одиноким женщинам с детьми наблюдается сегодня у всех стран Первого мира, скопировавших передовые идеи Форда.
Но на 1914 год заводы Форда стали тем самым Первым миром, а весь прочий мир - стал до поры до времени Вторым или даже Третьим.
(поставим пока точку)