Савелий Балалайкин (balalajkin) wrote,
Савелий Балалайкин
balalajkin

Categories:
Гонения на христиан в древнем Риме часто понимаются совершенно наоборот, как преследования чуждой и малопонятной веры, эдаких странных восточных сектантов объявившихся посреди вполне цивильной толпы просвещенных римлян.

Но из сохранившихся протоколов допросов (самый подробный - допрос Киприана, епископа Карфагена в 258 году) следует же, что римлян поклонение Христу и Иегове совершенно не интересовало, это несуществующий пункт, "мимо кассы".

Христиан уличали как людей нерелигиозных - вне римской религии, а значит аморальных и нелояльных и распространяющих среди граждан аморальность и гражданскую нелояльность (вспоминаются аналогичные обвинения Сократу от афинян).

Римская государственная религия была не неким изолированным походом в храм с поклонением статуям, - опять "все не так как в кино"; религия и служители культа в Римской империи присутствовали везде, не только в храме, но и в каждом доме и едва ли не в каждом государственном институте.

Цицерон например был не только адвокатом, но и авгуром.
И как служитель культа строго соблюдал ритуал, сопровождавший всякие судебные дела. Римляне не вполне полагались на человеческий разум даже на вполне обычных заседаниях магистратуры.

Полагалось дать место и время богам показать свою волю; а вдруг воля богов окажется иной, нежели судебное решение? Это особое мнение богов могло явиться в виде специальных предзнаменований. Тогда все полагалось пересмотреть. В этом была суть римского благочестия - в некоторых случаях полагалось усмирить личные аппетиты, отойти в сторонку и дать богам проявить свою волю для решения запутанных общественных вопросов. В противном случае римляне справедливо полагали, что Рим превратился бы в стаю хищников, терзающих друг друга.

Истолкованием воли богов занималась целая коллегия понтификов, власть которых была переплетена со властью судей.

И не только судей.

В римском сенате то и дело рассматривались необычайные явления природы - например, удары молний в римские военные машины, затмения, кровавая вода в фонтанах, необычный полет птиц - все это нуждалось в объяснении и решении что по этому поводу следует делать. Для объяснения - что делать - в Риме было множество священников и государственная карьера как правило включала в себя чередовавшиеся бюрократические и священнические посты, а часто совмещала и то, и другое.

Сам Цицерон весьма скептически относился ко всей этой римской религии и особенно к истолкованиям предзнаменований, но правильный ритуал полагал важным для поддержания общественного порядка.

Христиане не столько приносили какую-то новую религиозность, но отменяли всю прежнюю, весь этот страх божий и пиетет, на которой держался государственный аппарат.

Суд под председательством христиан, например, стал человеческим и рациональным, без гаданий. Это сильно упрощало всю механику принятия решений, и массовый прием на официальные посты христиан в позднеимперские времена, при Константине и Феодосии означал массовое сокращение расходов и оптимизацию бюрократического процесса.
В магистратуре не нужно останавливаться на ритуал по каждому поводу, но можно поставить дело на поток.

Это означало значительное усиление рационального начала, но и предвещало раскол между рациональностью в человеческом обществе и миром естественных явлений, куда относились всяческие предзнаменования, жизнью предков и будущими формами. Об этом расколе далее будет говорить Хайдеггер.

Но вплоть до эпохи Константина не следовать римским религиозным ритуалам дозволялось только иудеям, и только потому, что они сумели убедить Калигулу в том, что они совершенно безобидны, вполне моральны и религиозны, но по своему, по закону предков.

Начиная с Константина началось слияние государственной религии с христианством. В результате христианство отяготилось набором ритуальных практик, гаджетов, суеверий и страшилок, прямо позаимствованных из государственных культов разных эпох, а заодно христианам были переданы прежние государственные культовые строения - изменилась только вывеска. Владейте, служите. Трюк этот совершил главным образом Феодосий, который тем самым приобрел право на фирменный бренд "Католичество".

Имперское католическое христианство - это тяжелая корпоративная конструкция, которая распалась на гос.аппарат и церковь в новую эпоху, но церковь до сих пор далеко не свободна от наследия государства, а государство - от религиозных практик.

* см. подробные протоколы публичного суда над епископом Киприаном в 258г

https://books.google.com.au/books/about/Martyrdom_and_persecution_in_the_early_c.html?id=zhISAQAAIAAJ
Tags: рим, римская империя, уроки римской истории
Subscribe

  • (no subject)

    Когда недостает проблем, И в жизни мало вам обузы, Тогда читайте вы Маркузе, И занимайтесь BLM.

  • (no subject)

    Хорошая статья, сохраню для памяти Silicon Valley’s elite are hatching plans to escape disaster – and when it comes, they’ll leave the rest of us…

  • (no subject)

    Прислали письмо из русского этнического представительства, которое ранее было под крылом православных зарубежников, половина из которых - власовцы, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments