В нынешних условиях упадка демократии в странах первого мира и наступления бюрократической тирании, будущее которой лежит где-то в постсоветских олигархических ебенях:
- независимые унивеситеты рухнули совершенно или держатся кое-где на соплях, поскольку централизованное финансирование сверху вниз неизбежно ведет к "железному закону олигархии" (см), будет ли она под коммунистическим или антикоммунистическим соусом. Профессура запугана сверху донизу и считаные единицы идут против железного потока бюрократической идеологии со студентами-хунвейбинами, расплодившимся до полного безобразия хнычущим хулиганьём в качестве тайной или явной, но совершенно бесконтрольной полиции нравов. Единицы, которые принципиально следуют чистому знанию, а не правильным чувствам и модным идеям, войдут в класс экспертов (см ниже)
- независимая пресса закончилась, свободный интернет заканчивается; помимо специализированных порнографических сайтов кругом разгул цензуры и тотальные котики, заставляющие всех чувствовать себя достаточно хорошо
- демократические механизмы обветшали, устарели и манипулируемы чуть менее, чем в странах третьего мира, но намного более, чем это необходимо для функционирования собственно демократии. Выборы Трамп-Хилари показали это с беспощадной ясностью. Для демократического общества нужно как минимум желание и умение договариваться и искать компромиссы, - вместо этого соревнующиеся стороны с наслаждением жгут коммуникационные мосты. "Deplorables" - "I will put her to prison" - это последние слова, после которых примирение невозможно, только смертельный поединок. Но драться с женщинами насмерть пошло и нелепо.
- Феминизм несовместим с демократией и неизбежно ведет к олигархии старух и их домашних любимцев; не мытьем (женщина имеет преимущественное право в имущественных спорах), так катанием (система квот, судебных исков сексуального толка и идеологический кляп в рот мужчинам, если они не играют роль любимца типа Макрона).
- региональные центры с богатыми традициями самоуправления и сопротивления центру либо находятся в упадке, либо таки подчинены бюрократии "демократического централизма", либо все чаще и то и другое.
- независимые юридические учреждения испытывают головокружение от денежных потоков, увы, созданных путем разрушения основ демократического государственного устройства - едва ли не половина всего юридического бабла приходится на бракоразводные процессы; немалые деньги и политический капитал зарабатывается на ввозе и юридическом обслуживании нелегальных и легальных иммигрантов; фактически адвокат из защитника свободы от тирании, которым он был в пору американской республиканской революции, превратился в свою противоположность, - душителя свободы и угнетателя граждан, robber baron of the land
- семейные кланы, прежняя опора демократического устройства - находятся под влиянием центробежных сил, разрушающих все прочее общество; парадоксальным образом распад семьи начался с усилий Генри Форда по укреплению семьи.
последними хранителями свободы становятся эксперты; частные лица - носители и производители научно-технического знания. Они же становятся революционным классом в новых условиях.