Восток Германии был не просто протестантским, но имел специфический прусский протестантизм лютеранского корня с многочисленными производными и отпочковавшимися сектами, причем почти все эти лютеранские и реформатские секты были объединины в начале 19 века в единый государственный культ, который одновременно стал и главным источником велфера в прусском государстве.
Шпенглер пришел к выводу, что именно государственно-религиозное пруссачество с его дисциплиной, стремлением к самопожертвованию индивида в пользу общества, церкви и государства является главной предтечей подлинного, прогрессивного, национального германского социализма, в контраст ложному, интернациональному "британскому" социализму Маркса.
Когда Запад отделился от Востока благодаря противостоянию оккупационных армий, склонность восточных пруссаков к истинному социализму была переоценена с новых, либеральных позиций как нечто совершенно непригодное для Западной Германии. Запад Германии имел смесь пуритан - кальвинистов с примесью католиков, причем и те, и другие глядели на прусских прогрессивных евангелистов - социалистов довольно косо.
И когда Сталин выступал с инициативами слияния Германии в 1952 году, канцлер Аденауэр, сам католик и убежденный сторонник применения христианских ценностей в политике, оказался совершенно против эдаких вот слияний.