Тезис: Ренессанс в России не состоялся практически исключительно политике Софии Палеолог, римской царицы. Постольку, поскольку эта выдающаяся фемина воображала себя главным образом ромейской царицей, а уже во вторых женой русского князя, постольку и Россия скатилась в положение третьего мира, пардон, третьего Рима.
Андрей Курбский со мной согласен, хотя он и приписывает Палеолог колдовство. "В предобрый русских князей род всеял дьявол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейцами" Колдуньей она не была - интриганка, отравительница - да, но главное у Палеолог - это смертельно уязвленное в юности честолюбие, которое развернулось в Московском княжестве вполне.
Мы вошли в комнату, где на высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла. На груди у неё были две огромные турецкие жемчужины, подбородок двойной, щёки толстые, всё лицо блестело от жира, глаза распахнуты, как плошки, а вокруг глаз такие гряды жира и мяса, словно высокие дамбы на По. Ноги тоже далеко не худенькие, таковы же и все прочие части тела — я никогда не видел такой смешной и отвратительной особы, как эта ярмарочная шутиха. Целый день она беспрерывно болтала через переводчика — на сей раз им был её братец, такая же толстоногая дубина. Твоя жена, будто заколдованная, увидела в этом чудище в женском обличье красавицу, а речи переводчика явно доставляли ей удовольствие. Один из наших спутников даже залюбовался накрашенными губами этой куклы и счёл, что она изумительно изящно плюётся. Целый день, до самого вечера, она болтала по-гречески, но есть и пить нам не давали ни по-гречески, ни по-латыни, ни по-итальянски. Впрочем, ей как-то удалось объяснить донне Клариче, что на ней узкое и дурное платье, хотя платье это было из богатого шёлка и скроено по меньшей мере из шести кусков материи, так что ими можно было накрыть купол Санта-Мария Ротонда. С тех пор мне каждую ночь снятся горы масла, жира, сала, тряпок и прочая подобная гадость
Из-за этого честолюбия и культивируемого дурновкусия, выдаваемого за особый путь мы и получили вместо Реформации и Просвещения - гонение на жидоствующих и византийский мрак на века. И непередаваемый московский снобизм вдобавок.