Я бы даже усмотрел начало немецкой классической философии в пестрых и занимательных ересях монашеских орденов в Германии, - из которых выросло много чего, включая и Реформацию (каждый католический орден имеет свою излюбленную ересь, но если итальянцы смотрят на это юмористически, то немцы понимают все как-то чересчур ммм... не точно буквально, но очень четко и однозначно; язык у них такой, что ли, многосмысленность немцу до задницы. Доминиканец Иоганн Тетцель пошутил: “As soon as a coin in the coffer rings / a soul from purgatory springs.” [немецкий оригинал не отыскивается] - но был понят совершенно буквально августинианцем Мартином Лютером, который оскорбился до ужаса от имени всей Церкви).
Присутствует ли Создатель в Природе, и что это за творец? Благой ли это и премудрый Творец или темный и аморальный Демиург? Отчужден ли человек от природы как полноты жизни и как? Деньги - это милость благого Творца или мировое зло от Демиурга? Конечно, философы того времени старались говорить экивоками, чтобы отличаться от богословов и не смешиваться с еретиками (русские философы - Соловьев, Бердяев. Федоров, и особенно Булгаков - имели тут несомненное преимущество), - но темы именно такие. Все это, забавным образом трансформировавшись у Гегеля перешло и к Марксу; рабочий искусственно отчуждается от полноты экономической жизни недальновидным демиургом - предпринимателем, но далее спасается в Коммунизме, как в светлой обители избранных, чистых безденежных душ. Очевидным образом в 2018 году обитель должна быть инклюзивной, а не подозрительно светлой и чистой.