Савелий Балалайкин (balalajkin) wrote,
Савелий Балалайкин
balalajkin

Categories:
В популярном сознании, языческий Рим - это гнездилище разврата и порока, эксцессов обжорства, жестокости и половой невоздержанности. Благодаря Голливуду, в основном.

Забавным образом, "Ненавистник бород" Юлиана рисует картину христианской Антиохии именно как гнездо коррупции и разврата, которые император - философ и воин, неоплатоник и стоик, - пытается привести к справедливому устройству путем "языческих" реформ.

Богатые торговцы, зажравшиеся чиновники, гладко выбритые, молодящиеся старики и старухи, любители теплых ванн и постелей, "выдающиеся вруны и танцоры хором". Утонченность и добродушие императора-философа они принимают за слабость власти, а собственную наглость - за силу. Императору они аплодировали неуместно и шумно, богам же не не молились в тишине и уединении, а сугубо напоказ и с полным равнодушием. Христа в качестве покровителя они избрали постольку, поскольку он представляется им самым безвредным божеством, не доставившим городу никаких хлопот, в отличие от имперских "языческих" божеств, которые требуют определенных гражданских доблестей и самоограничений.

Бороду - которая пристала и философу и воину в походе, антиохийцы высмеивают, - мол, цирюльника не нашел. Зерно, которое Юлиан прислал из государственной казны, антиохийские власти запродали куда-то налево, втридорога. Попытки Юлиана ограничивать рост цен наживают ему врагов среди владельцев бесчисленных магазинов и одновременно - среди городских властей, которые ранее облагали и землевладельцев, и торговцев поборами, но благодаря вмешательству императора посаженные на "одну зарплату". Антиохийцы привыкли спать на мягком и обжираться на пирах, затем выблевывая излишки, а император рассказывает, что спит на голых досках, ест же только чтобы поддержать тело, всегда впроголодь и блевал один раз в жизни, угорев от плохого отопления. Антиохийцы окружают себя красивыми мальчиками и ходят в театр смотреть на танцовщиц с трясущимися ляжками, а также любят свой ипподром, а Юлиану эти удовольствия безразличны. Поэтому антиохийцам он совершенно не по нраву.

Видимо, нравы приблизительно те же, что и описанные Блоком

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счёт потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплёванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да ещё семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщёлкивая счёт,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые
В тяжёлом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краёв дороже мне.

Понятное дело, что как истинный стоик, Юлиан не предъявляет претензии антиохийцам, а наоборот, издевается над своим собственным имиджем на фоне антиохийского люда, легко и остроумно - и одновременно признается, что всех имперских городов и земель ему милей Париж (Лютеция).
не то что Блок с его болезненной русофилией.

https://sourcebooks.fordham.edu/ancient/julian-mispogon.asp
Tags: Рим, Юлиан-отступник, христианство
Subscribe

  • (no subject)

    Кстати уж - Имеются безусловные параллели между нынешними временами эпохой Юлиана Отступника - начало заката просветленной и бравой Римской империи…

  • (no subject)

    Сексуализация грудей - это изобретение однако не вполне современное, хотя Хью Хефнер поработал тут изрядно. Древние римляне, вослед грекам, были…

  • (no subject)

    Уроки Римской Империи Древнеримский феминизм. Древнейший свод римских законов - Двенадцать Табличек - V в.до н.э В этом документе, дошедшем до нас,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments