начав отсюда
https://de.wikipedia.org/wiki/Joseph_S%C3%BC%C3%9F_Oppenheimer
со скрипом переводя с немецкого.
Оказалось, что подлинный Зюсс находится где-то посредине и слегка в стороне, между антисемитской агиткой геббельсовского кино и литературной сказкой Фейхтвангера.
История шибко занимательная, но без явных героев и злодеев. Зюсс занимался сомнительными финансовыми операциями по указке герцога, приторговывая лицензиями и выжимая налоги. Герцог явно имел абсолютистские замашки, что по тем временам не котировалось - протестантские бюргеры имели свои понятия о границах власти и о свободе предпринимательства. Пока герцог был жив, все было еще ничего, но когда он внезапно умер (очевидно все же от естественных причин), прогрессивные силы общественности встали на дыбы, и отвечать пришлось Зюссу, и сразу за все. Припомнили ему и еврейство, и богатство, нажитое неправедным трудом, и аморальность. Обвинения включали измену присяге и оскорбление величества, взяточничество и воровство из казны, осквернение протестантских святынь и распутство с христианской женщиной. Зюсс действительно имел некую шиксу, но не соблазнял невинную, как оно в геббельсовской пропаганде, а имел содержанку христианского вероисповедания, которая родила ребенка уже тогда, когда он сидел в тюрьме. А другая якобы соблазненная, четырнадцатилетняя девушка, на поверку оказалась девственницей, и это обвинение отпало.
Когда ему предъявили все обвинения сразу, герой исторического нарратива внезапно из либерального европейского аристократа стал ортодоксом и отказывался от некошерной пищи в тюрьме. Ему предлагали прощение, если он примет христианство, но он отказался и от этого шанса. Соответственно для еврейской общины он стал вроде как мучеником, а для всех прочих горожан упертым и нераскаянным злодеем. Его повесили максимально публично, а тело выставили в железной клетке без захоронения, сообразно нравам того времени.