Савелий Балалайкин (balalajkin) wrote,
Савелий Балалайкин
balalajkin

Categories:
Нынешнее понятие "белой вины" (white guilt) по существу это обращение вверх тормашками католическо-протестантского понятия о привилегии (privilegio) как предпочтении Богом одного человека - другому. В мариологии понятие о привилегии девы Марии понимается так, что Бог предпочитает одну Марию всем иным женщинам, и потому и наделяет её особой благодатью, которой лишены все прочие.

Пуритание полагали также, что Бог предпочитает их всем прочим протестантским сектам, а их лидеров (старейшин, проповедников) еще и наделяет особой привилегией, предопределяя к спасению, так что эти лидеры могут вести всех прочих к царству праведников (godly) на земле, при этом сами идя предначертанной дорогой прямо на небо.

Привилегированные люди получают от Бога особые права, но на них налагаются и определенные ограничения (аналогично привилегированным акциям), например им дозволяется проповедовать слово Божие, но нельзя жить в грязи физической и моральной (чистота сродни праведности: cleanliness is next to godliness).

Кальвинистское богословие полагает привелегированное положение предопределенным и неизменяемым; избранные остаются избранными, а неизбранные неизбранными несмотря ни на какие усилия. Имитировать, то есть фальсифицировать избрание, обманывая человеческую оптику можно, но в глазах Бога это все лишняя суета.

В переводе на секулярный язык, плохому игроку в карты стабильно не везет, и чем больше суетиться, тем хуже конечный результат. Конечно бывают везунчики - и в лотерею выиграл, и теща умерла, но подражать им невозможно. Ну вот так и Божья благодать, если кого Бог не любит, не просто не везет, но и рожа кривая, и герпес и алкоголизм, а рядом какой-то штымп весь в белом и на порше, так что еще и с ума можно сойти.

Модерн ставит под сомнение и кладет привилегии горизонтально, оправдывая высокие позиции исключительно набором суетных заслуг, а постмодернистский век совершенно переворачивает понятие привилегии вверх тормашками; привилегированные люди это не святые, идущие на небо, а напротив, грешники. Любая привилегия незаслуженна; ведь Бога нет (умер), а те кто утверждают обратное сугубо мошенники, и привилегированные, избранные в результате всеобщего обмана люди заняты аморальным стяжанием власти и денег и механическим втаптыванием неизбранных в грязь. Ощущение привилегированности, избранности, везения связывается не с радостной благодарностью за открытые возможности, недоступные для прочих а напротив, с неуютным и неутолимым чувством вины и страхом не только лишиться благ, но и быть наказанным всеми этими прочими. Страусиная позиция "я такой же как все, не хуже и не лучше последнего забулдыги" дополняется самоокапыванием в бюрократических учреждениях, занятых бесполезным и даже совершенно вредным вмешательством в частную жизнь и строй мысли людей и без того сбитых с толку.

Таким образом мы приходим к нынешнему консенсусу либеральных постхристианских элит: привилегия - это грех, нуждающийся в покаянии и принесении специальных плодов покаяния всем неизбранным; чистый обязан отчитаться перед нечистым за нечистоты, бережный должен заплатить расточительному, а моральный индивид должен компенсировать аморальному за бесцельно просаженные в тюрьмах годы и разбитые судьбы.
Дело за организацией.
Subscribe

  • (no subject)

    Мэри Харрингтон отлично суммирует ушедшую политическую эпоху и зарю новой. https://unherd.com/2025/01/donald-trump-is-the-end-of-hilarity

  • (no subject)

    Я за национальные государства, в которых нация отделена от государства не менее тщательно, чем церковь и занимается тем, что ей положено - именно,…

  • (no subject)

    В английском языке нет богатства смысловых и поэтических оттенков, связанных с естественными телесными отправлениями, которые так натурально ложатся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments