Пуритание полагали также, что Бог предпочитает их всем прочим протестантским сектам, а их лидеров (старейшин, проповедников) еще и наделяет особой привилегией, предопределяя к спасению, так что эти лидеры могут вести всех прочих к царству праведников (godly) на земле, при этом сами идя предначертанной дорогой прямо на небо.
Привилегированные люди получают от Бога особые права, но на них налагаются и определенные ограничения (аналогично привилегированным акциям), например им дозволяется проповедовать слово Божие, но нельзя жить в грязи физической и моральной (чистота сродни праведности: cleanliness is next to godliness).
Кальвинистское богословие полагает привелегированное положение предопределенным и неизменяемым; избранные остаются избранными, а неизбранные неизбранными несмотря ни на какие усилия. Имитировать, то есть фальсифицировать избрание, обманывая человеческую оптику можно, но в глазах Бога это все лишняя суета.
В переводе на секулярный язык, плохому игроку в карты стабильно не везет, и чем больше суетиться, тем хуже конечный результат. Конечно бывают везунчики - и в лотерею выиграл, и теща умерла, но подражать им невозможно. Ну вот так и Божья благодать, если кого Бог не любит, не просто не везет, но и рожа кривая, и герпес и алкоголизм, а рядом какой-то штымп весь в белом и на порше, так что еще и с ума можно сойти.
Модерн ставит под сомнение и кладет привилегии горизонтально, оправдывая высокие позиции исключительно набором суетных заслуг, а постмодернистский век совершенно переворачивает понятие привилегии вверх тормашками; привилегированные люди это не святые, идущие на небо, а напротив, грешники. Любая привилегия незаслуженна; ведь Бога нет (умер), а те кто утверждают обратное сугубо мошенники, и привилегированные, избранные в результате всеобщего обмана люди заняты аморальным стяжанием власти и денег и механическим втаптыванием неизбранных в грязь. Ощущение привилегированности, избранности, везения связывается не с радостной благодарностью за открытые возможности, недоступные для прочих а напротив, с неуютным и неутолимым чувством вины и страхом не только лишиться благ, но и быть наказанным всеми этими прочими. Страусиная позиция "я такой же как все, не хуже и не лучше последнего забулдыги" дополняется самоокапыванием в бюрократических учреждениях, занятых бесполезным и даже совершенно вредным вмешательством в частную жизнь и строй мысли людей и без того сбитых с толку.
Таким образом мы приходим к нынешнему консенсусу либеральных постхристианских элит: привилегия - это грех, нуждающийся в покаянии и принесении специальных плодов покаяния всем неизбранным; чистый обязан отчитаться перед нечистым за нечистоты, бережный должен заплатить расточительному, а моральный индивид должен компенсировать аморальному за бесцельно просаженные в тюрьмах годы и разбитые судьбы.
Дело за организацией.