Савелий Балалайкин (balalajkin) wrote,
Савелий Балалайкин
balalajkin

Category:
У Юлиана Семенова в "Приказано Выжить" Штирлиц спрашивает своего охранника, нехорошего человека Ойгена - знает ли тот, что такое фашизм? Охранник корректно отвечает об организации передовых сил итальянского народа.

Штирлиц отвечает Ойгену - мол, бросьте отвечать по писаному, я вам сейчас на пальцах объясню.Фашизм, национал - социализм, французские кагуляры - это все об одном и том же. Это собрание людей, которым нравится смотреть на чужие неудобства. И рассказывает, что понял фашизм, когда фашисты, собравшиеся перед клубом и там же припарковавшие свои автомобили не убрали свои авто и не дали ему проехать по дороге, а смотрели, как он корячился целых пять минут, разворачиваясь.

В основе тирады Штирлица которой лежит личный, и потому неопровержимый негативный опыт.

Ойген не силен в философии постмодернизма и поэтому не опровергает Штирлица, а собирается заехать ему по морде.

А зря.

Потому что утверждение Штирлица представляет определенный философский интерес, и позволяет разобраться в иных постмодернистских новшествах, например в BLM.

1) Частный опыт выдается за всеобщий, несчастный случай - за систему, худшие представители любого сообщества - за типичных. Нечестная игра словами? Безусловно. На месте Ойгена это надо было уловить сразу и перевести в насмешку над большевистскими штучками Штирлица
2) Пропаганда всегда основана на использовании эмоциональной строны широких народных масс. Штирлиц употребляет сугубо пропагандистский прием, позволяющий ему сбить Ойгена с толку. Ойген мог в ответ рассказать о благотворительной стороне фашизма и национал-социализма, например о вытравливании крыс с фабрик и заводов, чем Штирлиц пользуется как "доктор Бользен" или о строительстве дорог, по которым Штирлиц раскатывает на своем автомобиле. На пропаганду отвечают контрпропагандой, а не мордобоем.
3) альтернатива фашизму - коммунизм видимо подразумевает создание удобств людям вроде Штирлица. Что ж, похвально, многие палачи ЧК получили комфортную жизнь, но многие же и спились или были расстреляны коллегами по профессии. Статистику Ойген не знает, но мы-то знаем. Коммунизм также предоставляет удобства строго по номенклатурному принципу. Солдат ест дохлую конину и спит в ямке, капитан ест офицерский паек и спит в землянке на нарах, а генерал ест еще более специальный паек, сидя в благоустроенном блиндаже и вдобавок имеет походно-полевую жену. Полковнику Исаеву видимо полагается немало, но ему следует призадуматься насчет всеобщего равенства и прочих прекраснодушных лозунгов светлого будущего. У фашистов официально требовалось хлебать и солдатам, и офицерам из одного котла уже в мрачном настоящем, что конечно многое говорит о социализме национал- в сравнении с интернационал- версией.

Но отвлечемся от бедолаги Ойгена, тем более что в романе его пришибло дверью.

Мне представляется, что идеология коммунизма действительно основана на "предоставлении удобств" по первому требованию (с предоставлением соответствующих документов конечно) и безвозмездно в противовес фашистской или национал-социалистической идеологии, основанной на установлении более или менее жестких культурных стандартов, законов и норм поведения. Коммунистическая законность, особенно поначалу, особо благоволит пролетариату, и тем более благоволит, чем он, пролетарий, менее воспитан и культурен. За счет всех прочих. В стране Советов даже потомственный интеллигент вынужден мимикрировать под гегемона.

В коммунистическом обществе Штирлиц, наткнувшись на толкучку автомобилей перед клубом, раззявил бы свое полковничье хлебало, выставил мигалку на крышу и по-матери потребовал бы расчистить ему дорогу. Если бы собравшиеся не послушались, достал бы наградной наган.

В романе Семенова Штирлиц использует такой коммунистический модус поведения, оказавшись арестованным местной полицией по подозрению в убийстве. Он расслабляется, отпускает вожжи и начинает сыпать угрозами и оскорблениями. (Вспоминается советский анекдот, в котором в день Советской Армии Штирлиц ходит по коридорам РСХА с расстегнутой ширинкой). Но это приводит к тому, что следующий букве и духу закона полицай сажает его в кутузку, несмотря на требование Штирлица немедля позвонить Шелленбергу. Штирлиц такую реакцию национал-социалистического полицейского предвидит и использует в своей игре.

В этом вот удобно-неудобно да, великая разница между коммунизмом и фашизмом.
Subscribe

  • (no subject)

    Я кстати понимаю демонов как некие мемоплексы, которые не могут воплотиться либо по преждевременности (хорошо, но рано), либо наоборот, по…

  • (no subject)

    Из нашего официоза: "Церковь не требует от католиков признавать, что какой-либо конкретный человек на самом деле одержим или что какой-либо прошлый…

  • (no subject)

    Controversial viewpoint: there would be nothing wrong with USAID as it is intended to promote US values around the globe. The problem is that this…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • (no subject)

    Я кстати понимаю демонов как некие мемоплексы, которые не могут воплотиться либо по преждевременности (хорошо, но рано), либо наоборот, по…

  • (no subject)

    Из нашего официоза: "Церковь не требует от католиков признавать, что какой-либо конкретный человек на самом деле одержим или что какой-либо прошлый…

  • (no subject)

    Controversial viewpoint: there would be nothing wrong with USAID as it is intended to promote US values around the globe. The problem is that this…