Через Льва Толстого и Цезаря Кюи докопался до атласа народного лубка Дмитрия Александровича Ровинского (1881 г). Но лубочные картинки со скупым сопроводительным текстом, в том числе и сюжет про Ивана-Дурака - это официальные издания комиксов, выходившие в свет в первой половине 19 века для неграмотного российского народа, но отнюдь не выдуманные народом. Переизданные во второй половине 19 века, они стали источником якобы народного русского творчества (фигура мысли интеллигенции понятна - если народ ЭТИМ питался полвека, то именно такая у этого народа культура, именно ЭТО народу нравится).
Первоисточник же сюжета про Ивана-Дурака теряется во тьме европейской литературы, где этот сюжет про простака-трикстера, которому сама судьба свыше дает удачу, ходил по всем державам и языкам начиная с раннего средневековья и видимо уходит корнями в североевропейский фольклор на стыке германского язычества и христианства.
Ничего славянского и тем паче русского в этом клубке сюжетов не обнаруживается.
Однако же начиная с могучего пинка Льва Толстого, усмотревшего в образе подпорку для своей системы моральной догматики, Иван-Дурак запускается на высокую культурную орбиту именно в России и особенно в Советском Союзе, по вполне прозрачным политическим причинам. Работать руками морально, а то, что с такой работой справится и дурак, подчеркивает его, дурака, моральную высоту. Дурак хороший, ему помогает если не устарелый Бог, то невидимые силы исторического прогресса, например большевики или антифа.
Головой же работает и зарабатывает никчемные в светлом будущем деньги старый лысый черт, которого Лев Толстой видимо усматривает в зеркале и этим фактом тяготится, как всякий российский (а нынче и американский) интеллигент.
Дурак - из латинского корня dura - крепкий, твердый. Мягкотелая интеллигенция нуждается в такой твердыне. Интеллигент дурака любит, лелет его, подкармливает никчемной денюжкой и тешит сказками.
Известная сказка Пушкина о попе и работнике-Балде, якобы (согласно Проппу) написанная по рассказам няни Арины Родионовны, внешне похожа на лубочные сюжеты про Ивана-Дурака. Но образ, сюжет и личный вклад Пушкина еще предстоит анализировать, не поддаваясь влиянию расхожего мифа, и не попадая под чары абсурдной Арины Родионовны с кружкой вина.
Есть ли существенные возражения?