Савелий Балалайкин (balalajkin) wrote,
Савелий Балалайкин
balalajkin

Categories:
Рождение заведений из национального духа религии в столкновении с бюрократией.

---



Известно, что в Японии гейшами долгое время были мужчины, и этот культурный институт (заведение, вертеп, притон) продолжал оставаться строго гомоэротическим в течение приблизительно полутораста лет - от 1629 до 1761 года, когда появилась первая самодельная гейша, бывшая проститутка, выкупившая свой контракт из публичного дома.

Этот факт проливает яркий неземной свет на некоторые культурные явления современности, имеющие параллели со средневековой Японией. Разбираясь с историей культуры, которая в случае Японии намного ближе к современности и поэтому лучше задокументирована, чем в Европе, можно так крепко понять наличную действительность, что мозги навсегда останутся слегка набекрень, как фуражка у лихого гуляки.
Дело с гейшами намного сложнее, чем может показаться с легкого перепуга, и для понимания что это такое, зачем и почему, надо опять сделать шаг назад по шкале времен.
Всё начинается с театра Кабуки, родившегося в 1598 или 1603 году. В 1598 году Окумо, юная служительница синтоистского святилища Идзумо, повинуясь приказу божественного предка Окунинуси и с согласия старейшины рода, стала исполнять ритуальные танцы не внутри, а снаружи святилища, на дне высохшей реки. Разумеется, собрались зеваки, пользуясь берегами как трибунами. Окумо стала собирать рекордные пожертвования и у Окумо появились преданные ученицы. в 1603 году уже выступала целая театральная труппа, которая и стала первым театром Кабуки.
Опять надо же разобраться что и зачем.
Святилище Идзумо это останец изначального японского синтоизма, не разбавленного популярным буддизмом.
Синтоизм с императором, потомком и наследником божественной матери Аматэрасу это чисто культ божественных, героических и сверхъестественных предков. Это религия в чистом виде, связь настоящего с прошлым, которое чем дальше, тем более легендарное и мифологическое.
Окунинуси, известный также как Онамудзи, согласно фундаментальному национальному мифу, вместе со своими родителями и дедом был основателем Японии, он буквально создал страну как она есть, с полями просо и риса, шелководством, ткачеством прочими промыслами. Его дважды убивали завистливые братья, но он два раза воскресал по воле своей божественной матери.
Этому умирающему и воскресающему богу Японии и был посвящен синтоистский храм Идзумо-тайся, он же родовая усадьба во всё удаляющиеся от нас исторические эпохи.
Да, так вот, именно этот дважды Христос и сподвиг свою дальнюю внучку на ритуальные танцы для широкой публики, а верховный жрец дал ей согласие. Тут оно всё и завертелось.
Театр Кабуки как всякий естественный, то есть божественный общественный институт быстро, в течение одного поколения приобрел самостоятельную жизнь, большей частью не совпадающую с идеями зачинателей.
Так, танцовщица-монашка Окумо стала стариться и не могла более исполнять девичьи танцы, - тогда она стала одеваться в мужские одежды и исполнять воинственные пляски самураев с мечами, а женские танцы приняли на себя её юные ученицы. Театр Кабуки, как исключительно женское ритуальное действо привлекал всё больше зрителей, главным образом самураев, болтавшихся без дела в промежутках между военными действиями.
Русла реки в качестве сцены стало нехватать, и в 1603 году Окумо начинает странствовать со своей труппой по Киото, а в 1604 году строит постоянную сцену на территории синтоистского храма Китано. Почти одновременно сразу в трех городах - Киото, Осака и Эдо, создаются театральные труппы, кальки с труппы Окуни, и театр Кабуки становится любимым развлечением городских классов.
В течение следующих четырех лет идет и быстрое превращение театра Кабуки в привилегированный бордель. В промежутках между представлению актрисы пользуются бешеным спросом у разнообразных городских бездельников, и всё чаще возникают скандалы и даже драки, и нарастающий ком жалоб и дрязг обращает на себя внимание бюрократии сёгуната.
Токугава Изясу был незаурядным сёгуном, но имел виды на полное объединение Японии под единой центральной властью, так что его канцелярия наводила порядки самым решительным образом. Этот решительный курс на единовластную бюрократию продолжился и при его сыне Токугава Хидетада и внуках.
Для начала театру Кабуки запретили выступать в городских центрах, и дозволили исключительно окраины, которые своей дурной репутацией соответствовали моральному облику актрис.
Но в 1626 году в пригороде Эдо дурной репутации вокруг театра Кабуки собралось столько публики, что начались драки за места и серьёзные военные действия между кланами самураев, добивающихся расположения актрис.
В результате в 1629 году правительство Иэмицу, третьего сёгуна из клана Токугава издало строгий указ, запрещающий выступления женщин в театре. Труппа Онна Кабуки была разогнана.
К этому времени уже сложился конкурирующий мужской театр - Вакасю Кабуки, популярностью однако до тех пор не пользовавшийся.
Но на безрыбье, как говорится, -
Мальчики и юноши из театра Вакасю, одетые в женские одежды, накрашенные и разговаривающие высокими голосами стали пользоваться тем же вниманием, которым ранее пользовались актрисы.
Понаблюдав за этим разгулом педерастии, подрывающим семейные устои синтоизма, правительство запретило и театр Вакасю.
Но театр есть театр, и возмужавшие актеры создали труппу из зрелых мужчин, настолько искусных в имперсонации женщин, что любой трансвестит современности обзавидуется.
Так собственно и появился знаменитый театр Кабуки, в котором мужчины - актеры играют и сверхмужественных мужчин, и божественно женственных женщин.
Театр Кабуки в этом виде даже стал своего рода центром пропаганды традиционных ценностей самурайских кланов. Большинство пьес, разыгрываемых на сцене - о добрых старых временах, о милосердии, благородстве, высоком интеллекте и безукоризненной честности, верности долгу и служении высшим идеалам.
Когда феодальная система сёгуната распалась, а новейшие императоры взяли курс на модернизацию Японии, мясоедение и прочие излишества, театр Кабуки остался как есть, но после атомной бомбы потрясенным императором была разрешена и женская версия Итикава Кабуки-дза.
Я не видел, но знатоки полагают, что женщины исполняют женские роли намного хуже, чем мужчины. Просто в подметки не годятся.
Но в виде уважения к основательнице жанра Окумо - ну ладно, пускай.
Да, кстати, о гейшах. Мужчины - актеры театра Кабуки и были первыми гейшами, поскольку женщинам дурной репутации в течение долгих лет просто не дозволялось развлекать самураев, ни в театре, ни в виде странствующих коллективов.
Шутка Пелевина насчет клоунов и пидарасов в случае театра Кабуки и его актеров зачастую была буквальной правдой. Мужчины-актеры то и дело играли роль клоунов, развлекавших высокопоставленных любителей, а зрелый гомоэротический дух, не разбавленный женственностью юношей, тесно сплетался с традиционными ценностями.
Потребовались специальные усилия бывшей женщины дурной репутации, чтобы этот тренд переломить, и с 1761 начал отдельное существование культурный институт гейш, - актрис и проституток настолько рафинированных, что они фактически перестали быть проститутками и актрисами, а стали чем-то совершенно отдельным.
Бюрократия быстро обратила внимание на это явление, и в 1779 году женщины-гейши были объявлены официальной профессией с соответствующей регистрацией, и для них был издан кодекс правил поведения. Например, им было запрещено появляться вблизи проституток и их клиентов. Нельзя сказать, что гейшам было строго запрещено спать с клиентами, хотя многие предпочитали строгое правило не иметь секса, а лишь флирт. Но гейшам было запрещено напрямую торговать своим телом под любым предлогом; торговать можно было только утонченным искусством. Гейша не может выйти замуж (не перестав быть гейшей), но гейша может иметь постоянного покровителя (данну), с которым устанавливаются особые отношения почти семейного толка, причем и покровитель и гейша должны пройти через специальный обряд.
Взамен гейши получили многие свободы, невиданные для женщин даже в прогрессивных европах. Например, они могли странствовать по всей Японии, развлекая высшие классы общества и пропагандируя всё те же традиционные ценности вместе с утонченным искусством. Если "женщины для удовольствий", то есть проститутки были ограничены существованием в изолированных кварталах и имели соответствующую дурную репутацию - жадных до денег и лживых существ, с которыми благородному мужу лучше не знаться более, чем необходимо для удовлетворения естественной потребности, то гейши заслужили репутацию прямо противоположную - добрых, почти небесных созданий, способных на высокую дружбу и сострадательно щедрых подруг, которые не только принимают деньги и подарки как должное, но могут и сами подарить что-то эдакое и ссудить монетой в трудную минуту.
Любопытным образом этот новый институт гейш сослужил добрую службу и японским проституткам, самые передовые из которых быстро подтянулись в соревновании за кошельки клиентов и стали подражать гейшам улучшенным нравственным обликом и утонченной культурой.
Subscribe

  • (no subject)

    Суета вокруг куропатника. Агрессивную буржуазную самку отделили решетчатой перегородкой от прочих. Она тут же успокоилась, занялась едой,…

  • (no subject)

    Жена докупила к паре куропаток еще трех - женского пола. Полагается среди знатных куропатоводов, что оптимальный размер яйценоского выводка этих…

  • (no subject)

    Поучаствовал в "диалоге", то есть бесконечном и бесплодном споре между ортодоксальными католиками и протестантами - фундаменталистами. Отголоски…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments