Террорист, шахид, мститель за народ, борец за торжество социализма.
Имя Удхам Сингха, неутомимого борца за освобождение Индии неизвестно в российском интернете. Если поискать "Удхам Сингх" в советской ?(миль пардон, русской!) википедии, находится знаменитый хоккеист на траве.
Исправлю этот недостаток информации, тем более что Удхам Сингх, который герой освобождения, был большим другом советского социалистического государства и имеет прямое отношение к русской истории.
В популярной культуре Удхам Сингх обычно известен как человек, отомстивший за бойню в Джаллианвала Багх. Он известен как «терпеливый убийца» или «убийца-одиночка», застреливший Майкла О'Двайра, лейтенант-губернатора Пенджаба, под руководством которого произошла печально известная резня в Амритсаре, и который позже даже поддержал бригадного генерала Дайера, виновника убийства.
Каждый год в годовщину его рождения и в день мученичества несколько газетных колонок отдают дань уважения Удхаму Сингху, сосредотачиваясь на его героическом убийстве О'Дуайера в Лондоне. Одна статья, написанная в 2017 году, называлась «…ghar me ghus kar mara» (убить кого-то в собственном доме), в которой поступок Сингха явно сравнивается с точечными ударами индийской армии через границу с Пакистаном в 2016 году. В популярных отчетах Удхам Сингх рассматривается как как человек, посвятивший себя исключительно мести за резню в Джаллианвала Багх, как будто вся его жизнь руководствовалась этим единственным мотивом. В 2019 году лондонская журналистка Анита Ананд опубликовала о нем книгу под названием «Терпеливый убийца», в которой использовалось аналогичное повествование: она представила Сингха как яркую, счастливую и беззаботную фигуру, у которой была только личная неприязнь к британцам.
Несомненно, люди получают историческую славу благодаря героическим поступкам. Имя Удхама Сингха, как и других борцов за свободу, запечатлелось в общественной памяти благодаря его акту самопожертвования. Подобно другим индийским революционерам, Удхам Сингх также был сведен к плоской плакатной фигуре и лишен своей радикальной идеологии. Такая карикатуризация позволила Джавахарлалу Неру вначале осудить поступок Сингха заодно с Ганди в 1940, а затем, пятнадцать лет спустя прославить его как мученика за правое дело. По сей день это имя, уже отмытое до сияющей белизны, полощется современными правыми индийскими националистами, которые выдают себя за наследников его борьбы.
Но героический поступок Сингха был лишь кульминацией интенсивной идеологической и политической карьеры, охватившей четыре континента и включавшей как минимум две выдающиеся организации: партию Гадар и базирующуюся в Лондоне Индийскую ассоциацию рабочих.
Сингх стал членом Партии в 1919 году.
Партия Гадар была партией во-первых социалистов, во-вторых революционеров, с момента основания имеющую анти-британскую и анти-капиталистическую направленность. Сингх, отслуживший в британской армии на полях Первой Мировой, чувствовал себя обманутым и разочарованным. Ему не дали ни землю, ни крупную денежную награду, которую в начале войны обещали всем сикхам. После двух лет беспорочной службы он сумел скопить всего двести рупий - неплохая конечно сумма для державы, в которой средний индийский чиновник, учитель, врач получал восемь-пятнадцать рупий в месяц, не считая взяток. Но всё же Сингх полагал, что он заслуживает намного большего. В Партии Гадар он развернул бурную деятельность, направленную на установление контактов с радикалами, враждебными Британии, не только Индии, но и всего земного шара. Заручившись поддержкой товарищей в Индии, он посетил Америку, Мексику, Италию, Польшу, Иран, Гонконг, Японию и Сингапур, устанавливая сетевую связь тайной организации, торгуя оружием и запрещенной литературой, призывающей к вооруженному террору.
Известно его письмо, написанное в адрес правительства Российской Федеративной Республики в 1924 году, в котором предлагалось признание его партии как равноправного члена Интернационала, и в качестве такового партицы могли бы получать бесплатное обучение в советских школах и получать военное образование в Советской Армии.
Он был арестован британской колониальной полицией в 1927г с двумя револьверами, автоматическим пистолетом, набором патронов к оным и антиколониальной литературой, которая кстати рутинно производилась советскими спецслужбами в посольстве в Кабуле, и была поводом к ноте лорда Керзона, на которую советский человек отвечал фигой - см "Наш ответ Керзону".
На допросе Удхам Сингх заявил, что он приехал из Америки чтобы освободить страну от британцев, и полностью симпатизирует большевикам.
Даже и в тюрьме Сингх занимался революционной пропагандой, получив за это наказание палками. Что не улучшило его характер.
Через два года после освобождения из тюрьмы, Удхам Сингх уехал в Англию - надо полагать, что либеральные законы не позволили его удерживать - и провел на британской земле семь лет. За эти семь лет он ездил в Италию, Голландию, Польшу, Венгрию, Францию и Германию.
Из Германии он поехал в Советский Союз, в 1937 году. В то время Москва часто была приютом для радикальных социалистических элементов со всего мира, и Удхам Сингх получил полную, хотя и тайную поддержку в этой среде, опекаемой как партийцами, так и чекистами, пестующими вот такой вот коммунистический интернационал ради будущих славных дел во всем мире. Распространение официальной кремлевской идеологии ради свержения британского владычества, шпионаж и международный террор - это всё дела полезные, особенно если свои руки остаются чистыми и международный образ СССР не страдает, а пачкаются и страдают разные прочие. Фигура Удам Сингха была найдена подходящей для самых разных дел. Удачным было не только его происхождение из сикхов, массово служивших в Британской армии, но и его профессия странствующего рабочего - мастера на все руки, члена профсоюза электриков и политического активиста, защитника прав трудящихся. Внести раскол в отношения Британии с Индией желали и немецкие социалисты, более известные как национал-
...
В 1940 году Удам Сингх запомнился прогрессивному человечеству как одинокий герой или волк-одиночка, приехавший в Лондон, чтобы отомстить за расстрел мирной индийской демонстрации. Человек, которого он убил, Лейтенант-Губернатор Пенджаба, Майкл О`Двайр действительно был причастен к расстрелу демонстрации индийских националистов, вооруженных только дубинками, - именно, после этой кровавой бойни О`Двайр объявил действия генерала вполне оправданными и не наказал его. В результате история получила большой резонанс по всему миру.
Но Удам Сингх стрелял не только в этого человека. Он стрелял во всех подряд представителей британской колониальной администрации, которые собрались для обсуждения индийских вопросов и ранил четверых. Один О`Двайр умер на месте, остальные выжили.
На суде Удхам Сингх произнес речь против британского империализма и так называемой демократии и этого никчемного христианства, которое не может защитить бедных женщин и детей. ( Хотя убитые были были в основном бородатыми мужчинами, а поводом к бунтам была предшествующая история, в которой группа революционеров с дубинками напала на англичанку - учительницу из христианской школы, пытавшуюся спасти от толпы детей, - и сильно её избила, так что на следующий день британская администрация ввела чрезвычайное положение и далее по нарастающей).
Закончил он речь криками -
- Долой Британский Империализм!
- Долой грязных британских собак!
Всё это явно не похоже на целенаправленную месть, но скорее на сложный политический ход с далеко просчитанными результатами.
Удхам Сингх был казнен через повешение, и на его смерть откликнулись по всему миру.
В Британии ему сочувствовали, как трагическому герою-мстителю. Удачным образом умер один О`Двайр, а не скажем престарелый и добродушный Лоуренс Джон Ламли Дандас. Удхам Сингх не видел бойни, - он был далеко и не ждал терпеливо удачного момента для мести, а исполнял хорошо продуманный, дальновидный политический акт, но именно легенда о простодушном и диковатом, но благородном мстителе за личные обиды, которые он разделил со всем страдающим народом, вроде Роб Роя из романа Вальтер Скотта, стала популярной.
В Индии Ганди и Неру назвали его сумасшедшим одиночкой, помешавшимся на почве народного горя ( впоследствии Неру уже во вполне националистической Индии провозгласит его наоборот, национальным героем и шахидом, - что было поклоном в сторону и мусульман - соратников освободительной антиколониальной борьбы, и сикхов, у которых также имелось понятие мученика - свидетеля перед Богом ).
В Германии, в столичной Berliner Börsen Zeitung написали сочувственный некролог, посвященный памяти борца под заголовком "Факел Индийской Свободы". Немецкое радио объявило о том, что "плач терзаемого индийского народа отлился пулями". Напомним, что в том же 1940 году Германия отливала по Лондону бомбами.
В Советском Союзе возможно и написали что-то подобное, но потом по обыкновению подчистили неудобное место истории, поскольку чуть позже пришлось воевать на одной стороне с грязными британскими колониальными собаками.
Я и восполняю эту лакуну.
https://www.revolutionarydemocracy.org/rdv7n2/busingh.htm
https://www.jamhoor.org/read/2020/7/29/more-than-an-assassin-revisiting-shaheed-udham-singh-on-his-80th-martyrdom-day

Имя Удхам Сингха, неутомимого борца за освобождение Индии неизвестно в российском интернете. Если поискать "Удхам Сингх" в советской ?(миль пардон, русской!) википедии, находится знаменитый хоккеист на траве.
Исправлю этот недостаток информации, тем более что Удхам Сингх, который герой освобождения, был большим другом советского социалистического государства и имеет прямое отношение к русской истории.
В популярной культуре Удхам Сингх обычно известен как человек, отомстивший за бойню в Джаллианвала Багх. Он известен как «терпеливый убийца» или «убийца-одиночка», застреливший Майкла О'Двайра, лейтенант-губернатора Пенджаба, под руководством которого произошла печально известная резня в Амритсаре, и который позже даже поддержал бригадного генерала Дайера, виновника убийства.
Каждый год в годовщину его рождения и в день мученичества несколько газетных колонок отдают дань уважения Удхаму Сингху, сосредотачиваясь на его героическом убийстве О'Дуайера в Лондоне. Одна статья, написанная в 2017 году, называлась «…ghar me ghus kar mara» (убить кого-то в собственном доме), в которой поступок Сингха явно сравнивается с точечными ударами индийской армии через границу с Пакистаном в 2016 году. В популярных отчетах Удхам Сингх рассматривается как как человек, посвятивший себя исключительно мести за резню в Джаллианвала Багх, как будто вся его жизнь руководствовалась этим единственным мотивом. В 2019 году лондонская журналистка Анита Ананд опубликовала о нем книгу под названием «Терпеливый убийца», в которой использовалось аналогичное повествование: она представила Сингха как яркую, счастливую и беззаботную фигуру, у которой была только личная неприязнь к британцам.
Несомненно, люди получают историческую славу благодаря героическим поступкам. Имя Удхама Сингха, как и других борцов за свободу, запечатлелось в общественной памяти благодаря его акту самопожертвования. Подобно другим индийским революционерам, Удхам Сингх также был сведен к плоской плакатной фигуре и лишен своей радикальной идеологии. Такая карикатуризация позволила Джавахарлалу Неру вначале осудить поступок Сингха заодно с Ганди в 1940, а затем, пятнадцать лет спустя прославить его как мученика за правое дело. По сей день это имя, уже отмытое до сияющей белизны, полощется современными правыми индийскими националистами, которые выдают себя за наследников его борьбы.
Но героический поступок Сингха был лишь кульминацией интенсивной идеологической и политической карьеры, охватившей четыре континента и включавшей как минимум две выдающиеся организации: партию Гадар и базирующуюся в Лондоне Индийскую ассоциацию рабочих.
Сингх стал членом Партии в 1919 году.
Партия Гадар была партией во-первых социалистов, во-вторых революционеров, с момента основания имеющую анти-британскую и анти-капиталистическую направленность. Сингх, отслуживший в британской армии на полях Первой Мировой, чувствовал себя обманутым и разочарованным. Ему не дали ни землю, ни крупную денежную награду, которую в начале войны обещали всем сикхам. После двух лет беспорочной службы он сумел скопить всего двести рупий - неплохая конечно сумма для державы, в которой средний индийский чиновник, учитель, врач получал восемь-пятнадцать рупий в месяц, не считая взяток. Но всё же Сингх полагал, что он заслуживает намного большего. В Партии Гадар он развернул бурную деятельность, направленную на установление контактов с радикалами, враждебными Британии, не только Индии, но и всего земного шара. Заручившись поддержкой товарищей в Индии, он посетил Америку, Мексику, Италию, Польшу, Иран, Гонконг, Японию и Сингапур, устанавливая сетевую связь тайной организации, торгуя оружием и запрещенной литературой, призывающей к вооруженному террору.
Известно его письмо, написанное в адрес правительства Российской Федеративной Республики в 1924 году, в котором предлагалось признание его партии как равноправного члена Интернационала, и в качестве такового партицы могли бы получать бесплатное обучение в советских школах и получать военное образование в Советской Армии.
Он был арестован британской колониальной полицией в 1927г с двумя револьверами, автоматическим пистолетом, набором патронов к оным и антиколониальной литературой, которая кстати рутинно производилась советскими спецслужбами в посольстве в Кабуле, и была поводом к ноте лорда Керзона, на которую советский человек отвечал фигой - см "Наш ответ Керзону".
На допросе Удхам Сингх заявил, что он приехал из Америки чтобы освободить страну от британцев, и полностью симпатизирует большевикам.
Даже и в тюрьме Сингх занимался революционной пропагандой, получив за это наказание палками. Что не улучшило его характер.
Через два года после освобождения из тюрьмы, Удхам Сингх уехал в Англию - надо полагать, что либеральные законы не позволили его удерживать - и провел на британской земле семь лет. За эти семь лет он ездил в Италию, Голландию, Польшу, Венгрию, Францию и Германию.
Из Германии он поехал в Советский Союз, в 1937 году. В то время Москва часто была приютом для радикальных социалистических элементов со всего мира, и Удхам Сингх получил полную, хотя и тайную поддержку в этой среде, опекаемой как партийцами, так и чекистами, пестующими вот такой вот коммунистический интернационал ради будущих славных дел во всем мире. Распространение официальной кремлевской идеологии ради свержения британского владычества, шпионаж и международный террор - это всё дела полезные, особенно если свои руки остаются чистыми и международный образ СССР не страдает, а пачкаются и страдают разные прочие. Фигура Удам Сингха была найдена подходящей для самых разных дел. Удачным было не только его происхождение из сикхов, массово служивших в Британской армии, но и его профессия странствующего рабочего - мастера на все руки, члена профсоюза электриков и политического активиста, защитника прав трудящихся. Внести раскол в отношения Британии с Индией желали и немецкие социалисты, более известные как национал-
...
В 1940 году Удам Сингх запомнился прогрессивному человечеству как одинокий герой или волк-одиночка, приехавший в Лондон, чтобы отомстить за расстрел мирной индийской демонстрации. Человек, которого он убил, Лейтенант-Губернатор Пенджаба, Майкл О`Двайр действительно был причастен к расстрелу демонстрации индийских националистов, вооруженных только дубинками, - именно, после этой кровавой бойни О`Двайр объявил действия генерала вполне оправданными и не наказал его. В результате история получила большой резонанс по всему миру.
Но Удам Сингх стрелял не только в этого человека. Он стрелял во всех подряд представителей британской колониальной администрации, которые собрались для обсуждения индийских вопросов и ранил четверых. Один О`Двайр умер на месте, остальные выжили.
На суде Удхам Сингх произнес речь против британского империализма и так называемой демократии и этого никчемного христианства, которое не может защитить бедных женщин и детей. ( Хотя убитые были были в основном бородатыми мужчинами, а поводом к бунтам была предшествующая история, в которой группа революционеров с дубинками напала на англичанку - учительницу из христианской школы, пытавшуюся спасти от толпы детей, - и сильно её избила, так что на следующий день британская администрация ввела чрезвычайное положение и далее по нарастающей).
Закончил он речь криками -
- Долой Британский Империализм!
- Долой грязных британских собак!
Всё это явно не похоже на целенаправленную месть, но скорее на сложный политический ход с далеко просчитанными результатами.
Удхам Сингх был казнен через повешение, и на его смерть откликнулись по всему миру.
В Британии ему сочувствовали, как трагическому герою-мстителю. Удачным образом умер один О`Двайр, а не скажем престарелый и добродушный Лоуренс Джон Ламли Дандас. Удхам Сингх не видел бойни, - он был далеко и не ждал терпеливо удачного момента для мести, а исполнял хорошо продуманный, дальновидный политический акт, но именно легенда о простодушном и диковатом, но благородном мстителе за личные обиды, которые он разделил со всем страдающим народом, вроде Роб Роя из романа Вальтер Скотта, стала популярной.
В Индии Ганди и Неру назвали его сумасшедшим одиночкой, помешавшимся на почве народного горя ( впоследствии Неру уже во вполне националистической Индии провозгласит его наоборот, национальным героем и шахидом, - что было поклоном в сторону и мусульман - соратников освободительной антиколониальной борьбы, и сикхов, у которых также имелось понятие мученика - свидетеля перед Богом ).
В Германии, в столичной Berliner Börsen Zeitung написали сочувственный некролог, посвященный памяти борца под заголовком "Факел Индийской Свободы". Немецкое радио объявило о том, что "плач терзаемого индийского народа отлился пулями". Напомним, что в том же 1940 году Германия отливала по Лондону бомбами.
В Советском Союзе возможно и написали что-то подобное, но потом по обыкновению подчистили неудобное место истории, поскольку чуть позже пришлось воевать на одной стороне с грязными британскими колониальными собаками.
Я и восполняю эту лакуну.
https://www.revolutionarydemocracy.org/rdv7n2/busingh.htm
https://www.jamhoor.org/read/2020/7/29/more-than-an-assassin-revisiting-shaheed-udham-singh-on-his-80th-martyrdom-day
