Савелий Балалайкин (balalajkin) wrote,
Савелий Балалайкин
balalajkin

Categories:
Дополнение к предыдущему, для тех кому интересно.

Критика ОПК и критика критики ОПК.


"Религия в школе" на "Эхо Москвы" от 5 февраля 2006г.

К.ЛАРИНА: Подождите, мы сейчас говорим про возможное появление в качестве преподавателя священника. Но мне кажется, что речь об этом не идет. Что если мы говорим о предмете – пусть будем условно так называть – основы православной культуры, то это, естественно, предмет в светской школе, один из предметов, который, конечно же, должен вести преподаватель, который не служит в церкви, а работает в светском предприятии.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Ну, я в словах отца Андрея не услышал такой категоричности, о которой говорите вы. Не услышал.

о.А.КУРАЕВ: Нет, здесь есть разные проекты, и в частности…

К.ЛАРИНА: Чего больше всего боятся учителя? Почему большинство сейчас против введения курса «Основы православной культуры»?

о.А.КУРАЕВ: Учителя боятся того, о чем вот только что Сергей совершенно справедливо говорил, - появления какого-то метеорита инородного совершенно, с иным совершенно мировоззрением, иной методикой, иным языком, который может просто переломать все. Это действительно такая опасность есть. Но для того, чтобы ее избежать, как раз и предлагаются проекты. Чтобы было, например, государственное лицензирование религиозных учебных заведений.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Замечательно.

о.А.КУРАЕВ: То есть чтобы даже тот же процесс подготовки священников в семинариях, чтобы даже он был под контролем государства, и чтобы священник изначально готовился в видении перспективы того, что он может быть педагогом, и чтобы государство контролировало, можно дать ему такую возможность или нет. Чтобы если будет именно государственный курс ОПК, не частный факультатив, который пришла неизвестно какая тетка, а сегодня богословом себя называет и несет, невесть что.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Замечательно, да.

о.А.КУРАЕВ: Так пусть государство и церковь возьмут под двойной контроль, выведут из подполья это, из мира частных кружков в мир гласности. Вот есть четкая программа – говорить об этом, говорить так, вот учебник… не Аллы Бородиной, естественно, а учебник, проверенный, перепроверенный огромным количеством людей – и светских ученых, и психологов, возрастных психологов, и историков религии, и богословов. И вот будь добр вот по этой канве идти. Вот это может гарантировать… создаст систему защиты детей от дураков в рясах. Это тоже очень важная вещь, и я думаю, опять же, здесь задача государства – помочь в этом вопросе. И, конечно же, одна из альтернатив, которая предлагается, это история религии. Вот это для меня очень печальный инцидент. Я подходил, извинялся к Фурсенко после этого инцидента, что он был освистан. Это было сказано, когда министр предложил курс истории религии. Вы знаете, я сам уже 15 лет преподаю на кафедре истории религии в МГУ, и при этом я – противник перевода такого курса в школу. И вот почему. В университете это естественно. В университете студенты – умные ребята, они уже умеют играться в бисер, они умеют анализировать внутреннюю логику художественного произведения, мифа и т.д. Подростки еще не умеют. Для них главный вопрос – это правда или нет, как, что и почему? Во-вторых, кто будет писать. Отец Александр Мень когда-то, по-моему, …ну, он очень добрый человек, поэтому он был оптимистом, наверное. Он сказал, что главное, чтобы это были светские люди, преподавали в школах, университетах историю религии. Я изнутри смотрю – не из подмосковного прихода, а я учился на этой кафедре религиоведения, преподаю на ней и т.д. Я могу сказать: «А кто это будет делать?» Вот смотрите – есть… я спросил много аудиторий светских, студенческих, интеллигентных: «Скажите, пожалуйста, вы видели хотя бы один светский учебник по истории религии, в котором не описывались мрачные стороны, мрачные страницы истории христианства – инквизиция, крестовые походы, гонения на староверов и т.д., еврейская тематика, насилия, которые были в истории церкви?» Да, такие учебники все знают. У меня второй вопрос: «Скажите, кто из вас знает о войне за обладание зубом Будды на Бирме? Кто из вас знает о войне между желтошапочными и красношапочными буддистами в Тибете?» То есть удивительное дело, почему у нас учебники сегодня пишутся так странно, что изложение истории христианства идет на уровне социологическом, где уместны разговоры, естественно, и о преступлениях, которые творились людьми, которые считали себя представителями этой религии? Но почему при этом изложение других религий – того же буддизма – ведется, напротив, в возвышенно-метафизических тонах? То есть, к сожалению, у светских людей есть свои тараканы, свои пристрастия, и поэтому не может быть гарантии того, что если с человека снять рясу, то он превращается в объективного ученого. Это не так.

Е.БУНИМОВИЧ: Ну, вы знаете, со всем здесь можно и соглашаться, и не соглашаться. В этом проблема – нам нужно продолжать, конечно, поиски решения. Потому что действительно вот один из вариантов, который я видел, это вот в этой истории религий мировых сделать, ну, условно говоря, количество страниц пропорционально традиционным религиям. То есть там все равно больше половины – естественно, все равно православие.

о.А.КУРАЕВ: Я согласен. Я согласен.

Внимание! А теперь публичный выпад православного диакона комментирует тётя педагог, озабоченная внедрением проекта ОПК.



Анна Валентиновна Бородина, педагог, зицпредседатель проекта "ОПК":

От нас требуют перейти от веры к абстрактным рассуждениям, посмотрите, какими аргументами пользуются мои гонители, например, Кураев А.: никаких аргументов, просто так он думает и так ему кажется, просто он не читал моих учебников, просто у него любви не рождается и т. д. И вот эта либеральная звезда устраивает хозяев всех антиправославных, русофобских СМИ. Часы эфира и полосы либеральных газет и журналов, а результат: никакого материала, никакой здравой мысли, да и просто мысли нет, одни обрывки воспоминаний и оскорбления выливаются то на меня, то на «дураков в рясе», так он выражается теперь. Кого он имеет в виду, может быть, это всего лишь самокритика, тогда, наверное, вполне уместная, но почему – во множественном лице? По-моему, кого-то он всё-таки оскорбил.
Tags: ОПК, бородина, гебня, идеология, россия, шаргунов
Subscribe

  • (no subject)

    Почитал френд-ленту в ЖЖ, которую не читал года два или пять, не помню уже. После смерти Крылова и посраться не с кем. Ничего не изменилось. Всё те…

  • (no subject)

    Разумеется, φαλλός (пенис) и θαλλός (ветвь или росток) имеют разный смысл, в письме, хотя для постороннего уха звучат почти одинаково. Αθήνα скажем…

  • (no subject)

    Ремонт в ванной делают христиане-копты. Один палестинский, другой египетский. Хорошо работают, быстро и притом внимательны к деталям и пожеланиям…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments