Савелий Балалайкин (balalajkin) wrote,
Савелий Балалайкин
balalajkin

Categories:

Из послесловия

К вот этому
Юстиниановские запреты касались отнюдь не одинаково всех философских школ; главный удар пришёлся по неоплатоникам с их специфическим интересом к математике, астрономии-астрологии и теологии. Нелегальными стали и неоплатонические обряды теургии и исполнение гимнов богам-посредникам с Единым. Перипатетическая школа (аристотелианцы) остаются в стороне. Комментаторы Аристотеля вполне могли продолжать существовать, ограничивая свой интерес логикой, а также ботаникой, географией и другими естественными науками, в юстиниановском эдикте не упоминавшимися. Не было в аристотелианской школе и явных языческих обрядов. С небольшими оговорками можно сказать, что перпатетическая школа была безразлична к религиозным вопросам и не была конкурентом христианству. А вот неоплатоники были конкурентами во всём, а также зачастую и едкими критиками христианства, как, например последний великий неоплатоник Прокл. Конечно, неоплатоническая мысль заметно повлияла на христианское богословие (как и ранние богословы - на неоплатоников), но смешения и слияния не было и быть не могло.

Показательна судьба двух крупнейших в 6-м веке философских школ - Афинской и Александрийской.
Школа в Афинах, испытавшая в предыдущем веке взлёт языческой мысли под руководством неоплатоника Прокла Диадоха, была закрыта; её глава Дамаск и шестеро других неоплатоников отправились в Персию (вариант "корабля философов") в надежде найти покровительство царя Хосрова и открыть новую школу. Предприятие это окончилось неудачей и им пришлось спустя несколько лет, испросив имеператорской милости, вернуться в Византию доживать свои дни.
Иная участь досталась Александрийской школе. К моменту этикта Юстиниана она уже насчитывала сто лет упадка, начавшегося с разрушения Серапеума в 391 и убийства Гипатии в 415г. Последним язычником во главе Александриской школы был ничем не примечательный комментатор Платона Олимподор (младший). После его смерти школа, насколько можно судить, мирно перешла в руки христиан под руководством комментаторов Аристотеля Илии и Давида. Аристотелевско-христианские чтения в этой некогда величайшей неоплатонической школе продолжаются вплоть до 7-го века, когда её последний глава, Стефаний, переезжает в Константинополь и становится там главой академии. Вот так и было положено начало грядущему торжеству Аристотеля на много веков вперёд.
Платонизм же ещё несколько веков протаскивался контрабандой; например в писаниях псевдо-Дионисия Ареопагита. Подлинный автор этих сочинений пожелал остаться неизвестным, имея на то, очевидно, веские основания.

это мы будем дописывать, непременно
Subscribe

  • (no subject)

    It is astounding to see the Democrats trust in mass media picking up in 2016. My hypothesis is that the brainwashing techniques and density of…

  • (no subject)

    Мордехай Вануну до сих пор жив и до сих пор бодается с Израильским правительством, будучи регулярно угнетаем спецслужбами. Из Израиля его не…

  • (no subject)

    [Grok, ] Buld a model for Australian Labor party exploitation of immigration. Answer Building a model to understand or represent how the Australian…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments