Савелий Балалайкин (balalajkin) wrote,
Савелий Балалайкин
balalajkin

Этапы большого пути. Наброски к проекту.


Император Феодосий был человек решительный и указом от февраля 380г, повелел всем веровать так, как веруют епископы Рима и Александрии. Заодно он объявил всех объединения христиан, верующих иначе, не-церквями. Так одним махом был решён давешний экклезиологический вопрос, и, скомандовав христианам, выстроившимся в две шеренги, "равняйсь-смирно", можно было наступать на старый прогнивший мир, имея в комиссарах миланского епископа Амбросия.

Nemo se hostiis polluat
Декрет от февраля 391г: запрет посещения языческих святилищ

- подтверждает старый запрет на любое жертвоприношение, публичное или частное
- Запрещает традиционные государственные церемонии, бывшие в употреблении в Риме
- Запрещает впервые вход в святилища и храмы - никто не может приблизиться к жертвенным алтарям, входить внутрь храмов или почитать образы, сотворённые человеческими руками
- Под страхом лишения гражданских прав, запрещает отступничество от христианства

Декрет от 16 июня 391: расширение запретов

Этот декрет распространяет действие предыдущего запрета на Египет, в котором традиционно разрешалось существование местных культов.

Третий декрет 391 г - разрешает уничтожить языческие храмы.

С третьим декретом гонения на язычников усиливаются и даётся императорское одобрение на уничтожение теперь официально ненужных языческих храмов.

В Александрии епископ Феофил уже давно ведёт кампанию, подговаривая христианскую общину разрушить храм Сераписа - центр Музеума. Получив императорское "добро", он спешит нанести первым удар по статуе Сераписа. Убедившись, что земля под смельчаком Феофилом не отворилась и гром не грянул, смелеют и другие христиане. Серапису отбивают золочёную голову и с гиканьем волокут её по улицам Александрии; из пустого туловища выбегает стайка мышей. Собравшаяся публика гогочет, и, окончательно ободрившись, начинает отводить душеньку и истосковавшиеся руки. Сохранилась рукопись с рисунком; на нём сам Феофил забрался на постамент вместо поверженной статуи; вокруг него пожар: геноссе христиане жгут хлам старого языческого мира. Заодно тащут под шумок всё, что только можно; поэт Евнапий в "Жизни Философов" восклицает, что не растащили лишь плиты пола, и то, потому что они были слишком тяжелы. Торжествующие победители язычества расписали руины христианскими граффити; крестики угольком, вензеля ХР и прочая атрибутика.

Получив наглядный урок, не стали медлить и епископы других городов. Похожие эпизоды повторяются в Петре, Ареополисе, Канопусе, Гелиополисе, Газе и множестве других мест - при полном попустительстве или даже содействии имперских легионов. В Галлии святой Мартин Турский тоже присоединяется к кампании всеобщего разрушения.

Четвёртый декрет

Издан в Константинополе 8 ноября 392г.
Постановляет:

- карается смертью всякий человек, который совершает жертвоприношения или предсказывает судьбу
- места, где совершались языческие ритуалы, переходят государству
- налагается запрет на жертвенные возлияния, алтари, приношения богам, факелы, домашние божества алтарей, короны и гирлянды, а также ленточки на деревьях.
- штраф налагается на каждого местного декуриона, который не воплощает эти запреты в жизнь
------------------------------------------------------------------------------
Этот декрет побивает даже снимание большевиками крестов с церквей. Вообразим, что детям запретили новогоднюю ёлку и для острастки повесили Деда Мороза. В результате язычество становится тайной, домашней, и притом маргинальной религией. По крайней мере на несколько десятилетий, пока не объявятся очередные спасители и реставраторы империи, императоры-солдаты, равнодушные к религиозным делам - при них даже в открытую объявятся последние неоплатоники и исполнят гимны у уцелевших храмов.


Отсюда неудивительно, что произошло потом: народ поволновался, сенаторы затаили недовольство. Когда Феодосий, покарав нахального самозванца и притом ревностного христианина Магнуса Максимуса, вернулся в Константинополь, правителем де-юре в Западной империи становится юный август Валентиниан II, а правителем де-факто - magister militum франк Аргобаст. В мае 392г. он не то убивает, не то доводит до самоубийства Валентиниана, а четыре месяца спустя провозглашает императором Евгения, из рода Флавиев. Номинально христиане (не-христианам было запрещено много ранее занимать официальные посты), Аргобаст и Евгений за два года восстанавливают некоторые храмы в Риме и Остии и поддерживают языческие ритуалы. Политрук Амбросий бежит из Милана. Евгений вступает в Италию; в Милан входят легионы Аргобаста; сам Аргобаст пригрозил устроить из базилики конюшню, а христиан-монахов забрать в солдаты, как только Евгений вернётся с победой.
Евгений же надеялся на мирный ход своего рискованного предприятия; от него к Феодосию отправились послы с просьбой утвердить Евгения в роли императора Западной империи. Феодосий осыпал послов подарками и посулами, и отправил с почестями назад. Сам же стал втайне готовиться к войне, провозгласив августом своего сына Гонория. В мае 94 года Феодосий выступил из Константинополя во главе огромной армии и в сентябре выиграл решающую и весьма кровавую битву против войска Аргобаста и Евгения. Большую часть войска и справа, и слева уже составляли наёмные варвары; так, на стороне Феодосия сражался впоследствии печально известный вестготский вождь Аларик (Аларих I, Аларикус). Евгений был убит, Аргобаст покончил с собой, на пост императора Запада был поставлен Гонорий.

--- В 394 г. торжествующий Феодосий очередным декретом запрещает Олимпийские Игры раз и навсегда, как слишком языческие (последняя Олимпиада всё же состоялась в 393 г)
Не выдержав такого напряжения сил, Феодосий помер в 395. Вслед за ним рассыпалась и империя, от которой его усилиями остался один хрупкий, хотя и единый остов.
Subscribe

  • (без темы)

    Старый лозунг - взять у богатых и отдать бедным блага в новую эпоху перехода от менеджерского к экспертному обществу малоактуален, поскольку любой…

  • (без темы)

    The whole political system since Managerial Revolution is based on a sort of civil religion of a very special brand of American liberalism, grounded…

  • (без темы)

    Европейская и американская (сбоку и австралийская) менеджерская элита застряла в 1980х, когда фордизм получил последнюю кислородную подушку в виде…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (без темы)

    Старый лозунг - взять у богатых и отдать бедным блага в новую эпоху перехода от менеджерского к экспертному обществу малоактуален, поскольку любой…

  • (без темы)

    The whole political system since Managerial Revolution is based on a sort of civil religion of a very special brand of American liberalism, grounded…

  • (без темы)

    Европейская и американская (сбоку и австралийская) менеджерская элита застряла в 1980х, когда фордизм получил последнюю кислородную подушку в виде…