Совершенно уникальный русский народный тип хитрого богомольца, калики перехожего, плута и хитрована высочайшей пробы и покаяльника мощностью в сотни киловатт. Выдающийся талант к тому же, златоуст, поэт недюжинный, куда там всяким посконным Есениным.
"Я еще раз вытолкал смерть. Но она придет снова... Как голодная девка пристанет..."
К Царю с царицею он на "ты" - и "Папа", "Мама", что уже есть замечательно и талантливо. А они ему - "Друг". Ох, чудесно.
Розанов как-то писал о канонизации Жанны д'Арк, Орлеанской девы - мол, это наверное не католическая святая, а дриада из бургундских лесов, пришедшая спасти Францию от англичан. Вот и Распутин - не принадлежит ортодоксии, конечно, а как будто вылезает откуда-то из-за печки, натуральный такой русский почвенный домовой, которого второпях и по недоразумению крестили, и пугает и будоражит все городское общество, и аристократию и мещанство, всех этих полунемцев, полуфранцузов от царской фамилии до парикмахера. "Чего-то такого мы от этой России и ожидали и боялись". Зачем он вылез? Этого никто толком понять не должен, это вам не родина разума Франция.
Является ли Распутин подставной фигурой от революционной аристократии? Пожалуй, да. В том же смысле, не больше и не меньше, в котором Жанна была подставной фигурой от дофина Карла.
Пишут о нём всякую чепуху в газеты, большей частью нелепые выдумки. Рассказы про разврат, дикие кутежи - совершенно недостоверны, иначе и быть не могло. Распутин играл очень чисто. Но во всяком случае никто не остаётся равнодушным к этой высокой игре. Или боятся, или ненавидят, или чего-то от Распутина горячо ожидают, ищут внимания, хотят убить. Собственно, Распутин - эпицентр русской духовной жизни перед революцией. А к Николаю Второму - даже после расстрела - прохладца, в лучшем случае - "эк всё у него неудачно обернулось", даже от самых что ни на есть ортодоксов и монархистов. Царь в стороночке, где-то в лучшем случае третьим, после Распутина и своей жены. Ни благодати, ни таланта.
Да, так зачем канонизировать Распутина? А потому, что вся эта история несомненно поучительна и полезна для юношества, и Распутин ещё не всё сказал, он ещё себя покажет. А Николай Второй сделал всё, что мог, и умер.