В дворянских семьях основное имение и капитал наследовал старший сын. Остальным - что останется, иногда вообще ничего. Было бы наоборот - дворянские семьи за несколько поколений обратились бы в пыль. Младшие становятся авантюристами, учеными, поэтами - да кем угодно. Имея образование, а также базовые понятия, - можно очень многое.
Аналогично устроены и крестьянские хозяйства, в смысле очевидно несправедливого дележа собственности. Младшие дети - идут на заработки, вообще как повезет, а старший продолжает обрабатывать кусок земли.
Разница с дворянами только в образовании и понятиях о чести и достоинстве, - что можно, а что нельзя ни в коем случае.
Дворянин в тяжкие для себя времена легче ограбит в открытую и убьёт опять же открыто, - все "по-честному", "благородно", "он меня тоже мог убить". Нарушить же обещание, пырнуть в спину, не вернуть карточный долг - строжайшее табу. Честь у иного дворянина - единственное достояние. Как бы из клуба не выгнали.
Предельный индивидуализм напоказ: один дворянин может быть прав, честен, а двадцать других - неправы, бесчестны. Скрытый коллективизм (дворянин постольку, поскольку признан другими дворянами, служба сюзерену, ленное право, закрытый клуб и.т.п.) Культ героя, абсурдного, абстрактно-прекрасного.
Крестьянин в плохие времена стянет тайком то, что плохо лежит, потому как "перед людьми стыдно". Стыд у крестьянина только в смысле - перед своей общиной. Насчёт обмануть крестьянин очень даже горазд. "Забыл, простите". Утаенная копеечка в деле пригодится. Бедненьким прикинуться, дурочку повалять перед власть имущими - сколько угодно. Лишь бы отстали. Хитер мужичок. Индивидуалист, но тайный. На людях "как опчество скажет". А уйдёт к себе - и куролесит. Культ хитреца, чудака, ведущего себя эксцентрически вопреки трезвым расчетам и общепринятым законам и нормам.
И дворяне и крестьяне изначально, с самого детства знали, что жизнь несправедлива. Просто по своей природе. Это очень важно.
И ещё и те, и другие приучены к беззаконию. Опять же по-разному, но всё же. "Право сильного" - сверху вниз, либо сверху вниз.
В мещанских же семьях делилось всё поровну, по-честному. Как торговали, так и делили, аккуратненько. Отсюда и социалистическая мораль вся выросла, из городской скученной жизни. Множились и населяли клетушки строго поровну, младшие дети у мещан - это такие же "маленькие взрослые", как и старшие; никакого крестьянского босоногого детства у реки, никаких вольностей с гувернантками.
Мещанин от жизни ожидает к себе справедливости, именно в распределительном смысле, а честность и достоинство, когда прижмет, он имеет только исключительно в смысле юридическом - "как бы не оштрафовали". Последний кусок хлеба разделит поровну бритвой и точными весами. Дурочку валять (умаляться до никчемного закону состояния) не умеет, переступать через предписания тоже. Путает законы и нормы, и все считает обязательным для всех.
Сугубая рациональность (в городской жизни нет места ни случаю, ни чуду), владение своей судьбой - сугубо мещанские достоинства. Культ умника, прагматика, вопреки зову сердца и эстетике.
Нынешняя абсолютная доминанта жизни городской делает эти рассуждения почти неактуальными. В смысле же историческом - полезно, по-видимому. Также и для изучения реликтовых сообществ. Опять же, Россия.
Соединяем мещан и крестьян, убрав дворян напрочь - получаем хитрых умников, чувство прекрасного которых умещается в деньгах и даче (пейзажик). Это в лучшем случае.
И уродливых приземленных чудаков, запуганных суровым законом, пыжащихся доказать и свою нормальность и ничтожество, ненужность с т.з. этого закона (я маленький дурачок, такой как все) - в худшем случае, в суровые времена.