Очень лихо снято и конечно выгодно отличается в сторону реализма, если это слово здесь уместно, от всех прочих евангельских кинокартин. И уже заслуживает внимания, как вот такой отрезвляющий перегиб после сотни лет гигиeнических киноевангелий. Но из-за чего шум вокруг и столь разные оценки кинокритиков?
Слыхал, что фильм антисемитский. Ни капли он не более антисемитский, чем чистый текст Евангелий. Главный заряд ненависти этого фильма направлен не против самодовольных еврейских ортодоксов и гыгыкающей еврейской толпы, а против чавкающего массового зрителя.
Ведь главное, что удалось уловить и выпукло показать авторам этой картины, это двоемыслие нынешней кинопублики - страсть к смакованию жестокостей и слюнявая сентиментальность к кошечкам, собачкам, живым человечкам и прочим постхристианским ценностям. Сюда ещё добавляется привычная скука католических и воскресных школ и уютная дремота церковных собраний, так что получается троемыслие.
В этом фильме это разделённое сознание сливается в мощный когнитивно-диссонансный аккорд. Зрителю не дают уютно устроиться в его привычных штампах - сентиментальность первых минут быстро сменяется кровавым реализмом, а потом почти гротескной, трёхмерно-графической, смачной жестокостью в духе Kill Bill - и это тот самый материал, за которым принято скучать на воскресных собраниях или проливать умилительную слезу, когда идёт речь об африканских детях. Рефлектирующий макс-веберовский буржуй с ведёрком попкорна призван возненавидеть себя - за это любование клочьями кожи, мясом и кровью Христа, и блевануть попкорном при виде дохлого бунюэлевского осла.
Да, евагнельская история сегодня должна рассказываться и так - чтобы проповедь жгла. А те, кого христианская проповедь должна утешать, в кино не ходят.