Савелий Балалайкин (balalajkin) wrote,
Савелий Балалайкин
balalajkin

Categories:

о христианах, язычниках, злых и добрых людях, власти и вообще побухтеть

В рамках давнего интереса к языческим древностям прочел любопытный трактат некоего Ларса Коэна о жизни и творчестве св. Кирилла Александрийского, знаменитого в поп-культуре тем, что по его якобы наущению толпы темных христиан растерзали Ипатию, просвещеннейшую женщину, философа-неоплатоника, математика и астронома.
В недавнем фильме "Агора" св. Кирилл показан во вполне штампованом виде, - религиозным фанатиком, весьма невежественным демагогом с левацкими закидонами.
Эта примитивная точка зрения некорректна хотя бы потому, что невежественные фанатики вовсе не могли рассчитывать на пост епископа в Римской империи 4-5 веков, да и раньше и позже тоже нет. Прямой вины в смерти Ипатии на Кирилле тоже быть не может. Однако есть безусловная вина в создании и пестовании атмосферы интелеллектуальной нетерпимости, которая легко перерастала в насилие физическое над конкретными лицами, если это было выгодно самому Кириллу. Как, зачем и почему у Кирилла получалось поддерживать эту непрерывную брань эпических масштабов, несмотря на очевидное добродушие и доброжелательность коллег-епископов эллинизированого Египта и самого государя Императора - мне было не вполне ясно.

Трактат наконец расставляет все на места. Кирилл был ученейшим человеком, утонченным писателем даже в сравнении с неоплатониками своего времени;
- во-первых язык его писем и трактатов это не общераспространенный греческий диалект Койне, а рафинированный диалект афинской элиты, редкий по тем временам даже в Аттике и уж совершенно необычный в Египте.
Во-вторых, в его текстах более тысячи(!) сложносоставных терминов, которые встречаются исключительно в писаниях самого Кирилла, либо употребляющихся чаще, чем во всей греческой литературе вместе взятой. Кирилл щеголял изысканным слогом, занимался словотворчеством, и нарочно или нет делал свои богословские трактаты чрезвычайно затруднительными для понимания. Заметим, что христианские оппоненты Кирилла как правило пользовались гораздо более простым языком, близким к евангельскому просторечию.

В третьих, Кирилл в раннем сочинении против Юлиана-Отступника легко и небрежно цитирует из двух десятков классических греческих и римских авторов, - философов, историков, географов, политиков, выдавая с головой свою ученость --- но все дальнейшие его сочинения посвящены одному и только одному предмету, - теологиии. Предельная концентрация ума, сужение поля интересов. В то время как его современник, епископ Синезий, например, писал о разведении собак и о защите своего города от кочевников, интересовался виноделием и просто изящной словесностью, шутил и рассказывал в письмах о своих путешествиях и приключениях, - сам Кирилл ничем, кроме богословия, больше как будто не интересовался и из Александрии старался не выезжать, кроме как по крайней необходимости.

Итак, несмотря на узость интересов, Кирилл получил вполне полноценное классическое образование в Александрии - интеллектуальной столице Империи. Александрия того времени была весьма свободомыслящей и философские труды 3-5 веков часто бывали амальгамой самых разных философских школ и религий, включая иудаизм и христианство от высочайше одобренной ортодоксии до самых разнообразных сект. Неоплатонизм на то время был не конкурирующей религией и даже не одной из школ, а чем-то вроде лингва франка, на котором разговаривали образованные классы. Если человек знал геометрию и имел представление о божественном, это был в той или ной степени неоплатоник.

Гм.

Собственно, богословская терминология самого Кирилла во многом происходит из неоплатонического корня, хотя и используется существенно иначе. Но это длинная и отдельная тема. Чтобы богословие стало исключительно христианским занятием для профессиональных богословов вроде самого Кирилла, платоники должны были как-то исчезнуть, что и было в конце концов сделано.

Все же еще два слова о богословии, сиречь теологии. Теология - главный предмет творческих интересов Кирилла - отнюдь не считалась мракобесной псевдонаукой в то время. Совершенно наоборот, согласно передовым воззрениям Платона и современных платоников она была вершиной познания мира; - выше математики и астрономии-астрологии. Христианское богословие легко воспринималось современниками - неоплатониками и вообще никаких особенных границ между язычеством и христианством на интеллектуальных вершинах не было; таков пример Синезия, епископа Птолемеи, который вовсе не порывал с неоплатонизмом даже после утверждения в сане. Появлению теологических границ, прекращению диалога и началу военных действий как раз способствовал сам Кирилл.


---

Ключ к пониманию фигуры Кирилла - низкое рождение (дальная восточная провинция, крошечное поселение в 120 км от Александрии, ничем не примечательная семья). Два возможных социальных лифта - армия для балбесов и --- церковная иерархия, исторически совершенно свежее нововведение прежнего Императора (эдикты от 380г и далее), предписавшего всем чиновникам Римской Империи быть совершенно ортодоксальными христианами, - практически открывающая безродному интеллектуалу дорогу к высшим чинам, почету и безбедности.
Второй путь был выбран еще и постольку, поскольку Кирилл приходился племянником Феофилу, александрийскому патриарху. Дядя и рукоположил Кирилла во священство, дав мальчику путевку в жизнь. Дальнейшая карьера Кирилла местами напоминает карьеру советских партийных и чекистских выдвиженцев с-под низу.

Главные черты Кирилла - могучий интеллект и блестящие способности политика маккиавелианского толка, включая честолюбие и особую небрезгливость в борьбе с оппонентами. Например, главного недруга - епископа Нестория - Кирилл обвинил в некоторых тонких богословских косяках. Несторий пожаловался императору и тот забил для них стрелку в Эфесе. Кирилл с пацанами приехал в Эфес пораньше, собрал кучу народа и объявил себя победителем. Когда же Несторий прибежал, запыхавшись, и попробовал гнуть пальцы, было уже поздняк метаться. Император попытался вмешаться, но Кирилл и на императора наехал так, что тот скорехонько дал задний ход.

Я нарочно снижаю здесь язык. Богословие для Кирилла - не просто интеллектуальный интерес, но и надежный политический инструмент. Пользуясь богословием, интригами, прикармливая действительно фанатических монахов, Кирилл в дальнейшем не только обезглавил прямых конкурентов на интеллектуальное лидерство- неоплатоников, но и произвел крупнейший раскол внутри Церкви. Вред этого раскола трудно оценить вполне, но можно сказать наверняка, что он затруднил культурный обмен между Востоком и Западом. Несториане, вытесненные на Восток (и впоследствии вытеснявшие с Востока католиков), были изолированы от европейской интеллектуальной жизни, и хотя и оставили после себя любопытные культурные артефакты на всем протяжении от Сирии до Японии, но не сыграли и десятой части той роли, которую могли бы сыграть, оставаясь вместе с Константинополем. Собственно говоря, никаких дальнейших религиозно-культурных расколов могло бы и не быть, и весь мир выглядел бы сегодня существенно иначе. Но я уже слишком уклонился в область гаданий и фантазий.

Император попытался наконец остановить честолюбца указом и даже посадил его в тюрьму, но Кирилл в тюрьме оказался хуже, чем на воле. При помощи союзного отшельника он осадил императорский дворец. Десятки дней и ночей православные монахи вопили и гадили под окнами дворца Феодосия II, пока император не отменил свой указ и не отправил недругов Кирилла в изгнание. Для императора, вынужденно прагматического человека, было не так важно, какая фракция в партии побеждает, но важно было чтобы это была его фракция, а уж о двупартийной системе в то время и говорить не приходилось.

Умер Кирилл по-видимому вполне удовлетворенным человеком, дожив до весьма преклонных лет и утвердив свой авторитет на века вперед.
"Наконец и с трудом усоп этот монстр. Добрые и сострадательные уходят легко; скверные цепляются за жизнь долгие годы" - откомментировал это событие Феодорит Киррский, другой видный ученый, церковный и политический деятель, к своему удивлению и огорчению оказавшийся по одну сторону баррикад с Кириллом.

Однако сделаного Кириллом исправить было никак нельзя, и по сей день Кирилл остается одним из главных архитекторов Католичества и Православия - каковы они есть, но не тех, каковыми они могли бы стать.
Tags: гностицизм, история, римская империя, христианство
Subscribe

  • (no subject)

    О рыцарском поведении, прекрасных дамах и наемниках. Рыцарский кодекс чести вошел в обиход высшего дворянства приблизительно сразу вслед крестовым…

  • (no subject)

    Penis envy, - зависть к члену, важная составная часть женской психологии, уловленная Фрейдом, на мой взгляд неверный диагноз действительного дефекта…

  • (no subject)

    Кстати уж - Имеются безусловные параллели между нынешними временами эпохой Юлиана Отступника - начало заката просветленной и бравой Римской империи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments

  • (no subject)

    О рыцарском поведении, прекрасных дамах и наемниках. Рыцарский кодекс чести вошел в обиход высшего дворянства приблизительно сразу вслед крестовым…

  • (no subject)

    Penis envy, - зависть к члену, важная составная часть женской психологии, уловленная Фрейдом, на мой взгляд неверный диагноз действительного дефекта…

  • (no subject)

    Кстати уж - Имеются безусловные параллели между нынешними временами эпохой Юлиана Отступника - начало заката просветленной и бравой Римской империи…