Джосер, Имхотеп и конец либертарианства.
Сказка для Нефедора.
Продолжу легковесное брынчание, начатое здесь
http://balalajkin.livejournal.com/793246.html?thread=5893022#t5893022
часть 1
Меня раздражает государство. Кого нет? Современная тяжеловесная администрация с департаментами охраны памятников предыдущих администраций, с полицейским аппаратом, более занятым сбором штрафов за превышение скорости, чем собственно охраной правопорядка и армией, озабоченной наведением полицейского порядка где-то в дальних землях вместо охраны собственных границ, с политиками, которые более актеры, чем сами актеры... Ах, зачем все это нам? Давайте помечтаем! О том, как все это сократится до минимума! Атлант сбросит ношу! ...
Полезно однако вспомнить, как и для чего все это начиналось и что было до того, как все стало так ужасно. Для этого надо отмотать тысяч где-то семь-восемь назад и переместиться в долину Нила. Прекрасное время, замечательное место. Скот приручили, пшеницу, ячмень и горох одомашнили, хлеб испекли, пиво наварили. Нехороших, злых людей вытеснили подальше на север или отогнали подальше на юг. Разбросал навоз - лежи в теньке, ковыряй в зубах. Ни наследственных правителей, ни полиции, ни регулярной армии. Государство существует в том самом минимальном объеме, о котором мечтают либертарианцы, - именно, охрана собственности уже имеется, богатых покойников хоронят отдельно и с излишествами, а бедных - совсем отдельно и попроще.
Возникают конечно отдельные проблемы с соседними племенами и с нехорошими людьми среди своих. Они решаются, очевидно, выбором вождей на ограниченный срок и созданием эфемерной армии; диких людей отогнали, кого надо наказали, других наградили, навели порядок и разошлись пшеничку сеять, торговать, пить пиво и играть на свежеизобретенных музыкальных инструментах и изучать свежеизобретенные иероглифы. Религия ненавязчивая, культ матери, плюс останки былого анимизма, профессиональных дармоедов-попов тоже нету, каждый сам себя святит, как хочет.
Так продолжается где-то до 3900 года до н.э. Что случается в это время? Резко портится погода. Не на год, не на два, как это нередко бывает, а надолго. Становится много засушливее, плодородные земли сокращаются, саванны становятся пустынями, прежние оазисы пересыхают и.т.п. Прежние более или менее счастливые кооператоры с многочисленными отпрысками становятся нищими. Одни сливаются с дикими племенами собирателей-охотников, а другие превращаются в дешевую рабочую силу, а также и солдатню и милицию, готовую и на охрану, и на агрессивные войны. И не так, как бывало раньше - на сезон-другой неурожая, а на годы вперед. В урожайные годы ввязываться в конфликты невыгодно, - фермеры с многочисленной родней без особых проблем отваживали дикарей частью силой, частью взаимовыгодной торговлей, а воевать всерьёз было не с кем и незачем. Фермеры в верхнем течении Нила торговали с нубийцами и фермерами в нижнем течении Нила, а те в свою очередь продавали торговали с колонистами из Ханаана.
Теперь же объявляется все увеличивающаяся орава босяков, которые уже отведали и пшеницы, и пива и культуры, и хотят продолжать, но сами по себе уже не могут. И у этих босяков находятся вожди сначала изредка, а потом все чаще и насовсем. Засуха хуже всего ударила по аграриям в верхнем течении Нила, - сегодня там Нубийская пустыня. Именно оттуда появляется "царь-Скорпион", который первым в истории повел армию не только на чужих дикарей и кочевников - традиционных врагов египтян, но как бы и на своих - аграриев нижнего течения Египта. Умертвив некоторое их число в изрядной войне, он благодаря этому и стал первым фараоном или царем. До закрепления этого положения за своим отпрыском он или не додумался, или ему было пофигу, поэтому это царь сам по себе, до-династический. Из-за этой до-династичности и прерывности линии царей точно неизвестно, когда этот царь был, и был ли он один, или их было два и больше, и не только Скорпион, а ещё и Бык и Слон, или это все чистые байки. Но скорее все же не байки, а Скорпион, Бык и Слон действительно были.
И были они крутейшими в свое время пацанами, вроде нынешних бандитов из неудавшихся африканских государств. И в каком это году случилось, или случалось это не раз, а несколько раз, - тоже неизвестно. Но несмотря на всю эту невнятность, общество этот Скорпион изменил серьёзным образом, где-то к 3200 году до н.э. И на этот счет есть важный артефакт - навершие головодробительной
Сразу следом за Скорпионом объявляются цари первой династии. Первый звался Гор-Нармер, он же видимо Менес или Мина, - у царей было много имен для разных случаев, но может быть это не один царь, а два или больше, и этот царь или цари уже владеют объединенным Египтом и они это владение время от времени подтверждают, проводя карательные операции вверх и вниз по Нилу.
Цари первой династии, насколько можно судить, не вполне осознавали ещё, что они эдакое натворили. Помимо великих царских занятий - войн и занятий помельче, вроде основания крепостей и воздвижения статуй, они занимались делами обыденными - мотыжили землю, открывали плотины для затопления полей, меряли участки, ловили рыбу и охотились. Некоторые из них были никудышными правителями, хотя и рождались в царских семьях, или просто дряхлели и становились негодными - таких умерщвляли, по-видимому, но не просто так, а празднично.
http://www.goodreads.com/book/show/2891202-the-lost-pharaohs
Потом это умерщвление заменили ритуальными фестивалями, на которых фараон должен был угощать своих подданных. Кому охота умирать, действительно, если все идет так благополучно?
У фараонов первой династии уже был особый приближенный – человечек, который носил за царем сандалии, пока царь воевал, но еще не было регулярных министров. Царь уже копил золото, но сам занимался пересчетом. «а еще бы немножечко шил, и жил лучше, чем царь».
Примерно двести лет так оно и продолжалось, государство укреплялось, кочевников отбивали с помощью уже более-менее регулярной армии, у которой теперь был более-менее регулярный военачальник-фараон, он же швец, жнец, на дуде игрец и первый затейник на фестивалях. Но когда последний фараон первой династии умер или ему помогли, начался длительный период смут, известный также как Вторая Династия египетских царей.
Отчего начались смуты и мини-средневековье, вряд ли можно узнать наверняка, но можно сказать с большой долей вероятности, - от того, что цари и государство вообще перестало быть необходимыми, и зажравшийся мирный пахарь постарался вернуться в естественное либертарианство. Действительно, войн стало заметно меньше, доходы от земледелия и торговли опять выросли, отчего бы атланту не расправить плечи? Вот и расправили лет на двести. Зачем нужен эдакий пышный государь с дармоедами-носителями сандалей и подъедалами-жрецами, когда можно завести себе царька попрактичнее и подешевле, а заодно и поближе? Цари измельчали, Египет был опять раздроблен на верхний и нижний, а временами и еще мельче. Только к концу второй династии, во время правления царя Хасехемуи, Верхний и Нижний Египет опять был объединен. Для чего? Конечно, чтобы опять воевать. Видя эдакий разнузданный либертаниаж, обнаглели естественные враги оседлого пахаря – совершенно неоседлые соседи-собиратели, охотники и оппортунистические грабители. И тогда сами либертарии попросились в государственное ярмо. Ну вот Хасехемуи и навел порядок. Сначала как царь конечно поубивал всех сепаратистов-либертарианцев, а потом уже и усмирил соседей.
И после объединительно-карательных войн Хасехемуи, как и столетиями раньше, после рейдов пацанского царя-Скорпиона, появился великий царь. Джосер Нечерихет. Основатель новой, уже третьей по счету династии. Хотя он и был наследным принцем из второй династии, но о той, неудачной второй династии поспешили забыть.
Джосера вообще можно считать первым настоящим царем, а всех предыдущих списать, как неудачные попытки забеременеть.
Джосер сделал государство если и не насовсем, то всерьёз и надолго. Начиная с его правления, где-то около 2686 года до н.э, историческое время начинает походить на непрерывную линию, а до этого был пунктир. Появляется постоянное правительство с первым министром, великим и легендарным Имхотепом, под стать царю. Строится великое государственное сооружение - Пирамида. Успешно решается проблема с засухой. Собираются для всего этого налоги. Продумывается концепция соединения божественного и земного через посредство Царя, а для воплощения и поддержания этой связи заводится государственная религия и попы. Изготовляются статуи Царя и других важных людей в полный рост, из камня, для вечности. Из камня же строятся дорогостоящие храмовые сооружения, вместо прежних удобных и дешевых глинобитно-войлочных времянок. Из камня вытачивают огромные, монументальные сосуды. И все это следует понимать как воплощение единой удачной концепции, а не случайные явления. Православие-самодержавие-народность именно тогда и родилось. Ну, может, народности было побольше, а самодержавия поменьше, чем сегодня, а так все то же.
во второй части я попробую несколько подробнее рассказать, почему Джосер с Имхотепом такие великие и что они эдакое замечательное придумали помимо статуй и пирамиды, что оно сохранилось по сей день и мозолит нам глаза..