Мужские яйца в историческом разрезе.
1. Яйца, патронаж и пролетариат
В фундаменте социального устройства Римской империи вплоть до позднеимперских времен лежала система патронажа. Патрон, patronus был источником благ, защиты и правосудия для клиентов clientella. Клиент был обязан оказывать услуги патрону, при этом ни в коем случае не пачкая своего патрона чем-то низким, но напротив, возвышая его самого и его семью, род. В древние времена патриции служили одновременно и главами родов, и патронами для всех остальных граждан, и патронаж означал отцовство, - патриций имел множество детей, но лишь дети от жены (которая принадлежала к равному патрицианскому роду) были его детьми Filioli с точки зрения римского права и в языке. Этим детям переходило и имущество в наследство, и наследственное имя – фамилия.
Остальные отпрыски, - от рабынь и вообще случайные побеги семейного древа, - существовали на периферии патрицианской семьи, в виде клиентов. Клиентом же становился вчерашний раб, освобожденный по прихоти своего господина. Клиент являлся самым младшим членом семейного клана – gens – без права голоса.
Каждый римский гражданин таким образом кому-то принадлежал, к семье, роду и нес ответственность перед патроном. Помимо живых патронов, мертвые предки выполняли роль богов семейного культа – Penates & Lar Familiaris . В богатых семьях familiar исполнялся в виде высокохудожественного бюста или даже статуи в полный рост, в семьях победнее это была куколка. У самых известных семей в виде патрона был какой-нибудь бог-олимпиец или хотя бы полубог, например, Геракл; от него и велся род. В любом случае familiar охранял неприкосновенность семейного жилища и ему приносились жертвы, в том числе и символические, в виде добрых дел, возвышавших семью. В имперские времена роль всеобщего патрона стал исполнять император. Все граждане империи стали должны лично ему и его семье, а сам император отвечал за всех сразу. Помимо всеобщего патрона и патрона семейного, были также патроны искусств и ремесел.
Что отличало патрона от всех прочих граждан Рима? Во-первых, он с полной ответственностью распоряжался своей мошонкой, - Scrotum – то есть плодил детей от законной жены, побочных отпрысков от рабынь, а также вообще следил за прибавлением рода в целом, - как узкого семейного круга, так и периферии клиентов. С другой стороны, он не менее ответственно распоряжался мошной, - которая в латыни тоже Scrotum – которая была одновременно и его личным кошельком и родовым капиталом, - опять же, если по-хорошему, то ради преумножения могущества рода. Во всяком случае таковы были обязательства главы рода. Император распоряжался государственной казной и следил за клиентами, в качестве которых выступали не только отдельные люди, но и целые периферийные царства-государства.
Двусмысленность Scrotum в языке не случайна. Кастрат, то есть мужчина без мошонки автоматически лишался прав быть главой рода и патроном вообще. В римском праве кастрат мог быть только чьим-то клиентом. Но и человек без мошны, бедняк, не имел никаких политических прав, и обедневший патриций также становился чьим-то клиентом.
Как тут не вспомнить пролетариат? В классической латыни proles – это отпрыски вообще, любые, в том числе и в растительном и животном мире. В узком смысле - это «ничьи дети», люди не принадлежащие ни какому роду или отбившиеся от рода, размножающиеся и растущие как трава. Каждый из них мог бы в лучшем случае поступить в легионеры и в борьбе обрести право свое или погибнуть, а на практике proletariat был и остается мутной средой оппортунистов, полубандитов-полурабочих на пособии в виде хлеба и зрелищ.
Как юмористическая фигура речи proles могли указывать и на мужские яйца, с подтекстом «чувак, не плоди пролетариат».
Глава рода мог не только принять кого угодно к себе в клиенты, но и усыновить перспективный молодняк. Так, императоры очень часто усыновляли совершенно посторонних юношей с тем, чтобы воспитать себе наследника из самых достойных.
Если посмотреть на это дело с точки зрения вульгарной биологии, то римское право имеет вполне ясный смысл, - у кого больше яйца, тот и имеет больше и прав, и обязанностей. Тестикулы не только источник семени для производства детей, но и источник тестостерона для поддержания силы воли, - и человек с большой силой воли имеет в обществе самые серьёзные перспективы. Но и с точки зрения вульгарной экономики, - большая мошна имеет тот же смысл, - источник прав и обязанностей. И человек, умеющий распоряжаться своим кошельком scrotum так здорово, что этот кошелек будет расти и увеличивать семейное достояние, имеет также самые блестящие общественные перспективы.
Предки, мертвые главы семей уже доказали свою способность и носить яйца, и кошельки – благодаря этому ты сам здесь и находишься. Поэтому прадедушек надо уважать и поклоняться им, как богам. Семейный римский культ, таким образом, глубоко рационален. Не нравится такой расклад? Поди вон из семьи в пролетариат.
А при чем тут Абеляр и Элоиза?
Погодите немного, дойдем и до этого текста, надо с контекстом сначала разобраться.
2. Падение Римской Империи, распад патронажа и умножение пролетариата. Кому принадлежат яйца?
С ростом Римской Империи усиливалась отеческая роль императора, - он становился патроном для все большего числа людей, как местных римских, так и захваченных в походах рабов, заложников, вольноотпущенников, царей из государств-клиентов Рима и так далее и тому подобное. Безусловно, лично вмешиваться в жизнь каждого клиента, наделять благами и осуществлять правосудие императору было не под силу, его патронаж носил символический характер, а на практике патронаж осуществлялся через бюрократические институты и государственные культовые учреждения. Легендарный предок семьи текущего императора утверждался и в качестве бога-патрона всех граждан империи, чем далее, тем более агрессивно и эксклюзивно, в ущерб местным и семейным культам. Например, Sol Invictus – Непобедимое Солнце - стал обязательным культом для граждан при Гелиогабале, и позже – при Аврелиане. Преданность императору, как патрону необходимо было подтверждать, регулярно захаживая в храм и участвуя в жертвоприношениях. За исполнением этих обязанностей человека и гражданина следили в разные времена с переменным успехом, но чем далее, тем более жестко, - и тем пристальнее, чем хуже шли дела в Империи в целом. Периодически возникавшие гонения на иудеев и позже – христиан – связаны именно с неисполнением теми и другими этих клиентских обязанностей по отношению к патрону.
Христианские храмы время от времени громили еще и по другой причине – они нагло отбирали у императора привелегию патрона раздавать блага - хлеб и зрелища, раздавая и хлеб, и вино и зрелища, - хотя и иного рода.
Наконец, долго ли коротко ли, - христианство просочилось во все щели, императоры кое-что сообразили и сделали из одной из самых агрессивных сект имперский культ, где-то вытеснив, где-то слив его с культом Непобедимого Солнца. Получился Непобедимый Бог-отец, а также и воинственный Сын и довольно злобный к врагам империи Святой Дух, который главным образом почил на Императоре. Во всяком случае такова официальная сказка.
Раздача хлеба и зрелищ пролетариату практически целиком перешла к Церкви. Папа Римский стал живым патроном всех христиан, а поскольку культ имперский, то и всех граждан империи. Император же наконец смог сосредоточиться на делах более приятных и менее хлопотных.
И весьма вовремя, - потому что началось великое переселение народов, и в Европу понаехали мигранты с Востока, - все эти будущие немцы, французы и прочие славяне, а пока просто орда немытых варваров.
Сначала пали или потеряли связь с Римом клиентские государства, потом и сама империя, решая тактические военные задачи, разделилась и раздробилась. Начались темные или средние века. Собственно почему они темные? Ничего особенно темного в них не было, с точки зрения современника. Ни мрачности, ни ужасов. Напротив, - по сохранившимся свидетельствам варвары, например, знаменитые вандалы, причинили Риму намного меньше физического ущерба, чем Рим причинял своим клиентским государствам! Вандалы вошли в Рим с немалым пиететом, поклонились святыням, совсем немножко пограбили и ушли основывать свои царства-государства. Которые, кстати, несколько позже были разгромлены и разграблены немного очухавшимся Римом.
Темные эти века с точки зрения книгочея, интересующегося историей – в эти века произведено очень мало текстов, и и только поэтому они темны для понимания. Почему мало текстов? Упадок культуры. А почему упадок? Патронаж искусств прекратился. Почему же прекратился патронаж искусств?
Кончились патроны.
Совершенно буквально – писательством занимались либо сами зажиточные персоны с достаточным досугом, либо те, у кого имелся щедрый и притом интересующийся искусством патрон .
В эпоху бесконечных войн и наплыва пролетариата с востока, юга и севера деньги нужны были для совсем другого. И с досугом тоже стало сложно. И образованные люди ушли на войну и не вернулись. А новые не образовались – некому и не из кого стало образовывать. На войну ушла не только мошна, но и мошонки.
Где-то после 5го века практически единственным фактическим патроном либеральных искусств стала Церковь и принадлежащие церкви монастыри.
Попадая в монастырь, человек терял прямой патронаж того или иного рода, вместе с правами получать и передавать наследство и вообще обзаводиться семьей. Размножаться еще кое-как можно, плодить пролетариат – ну если не умеешь обойтись без этого, то.... Но вот семья – это уже строго нет. Нельзя. Монах не глава отдельной семьи, а клиент единой Церкви во главе с Папой. Сдавая мошну и мошонку в коллективное пользование, монах получал взамен в личное пользование те самые свободы, в смысле liberties, которые и лежат в основе свободных искусств. Плоды монашеского свободного творчества, однако, принадлежали опять же Церкви. В церковь же, в монастыри попадали те лишние люди, кто раньше попадал в римский пролетариат. Например, бастарды, непрерывно плодившиеся всякими баронами, то есть полувоенными-полубандитами с большими яйцами.
Семью, род, gens заменил монастырский коллектив, с коллективной мошной, мошонкой, содержащей яйца всех монахов и сопутствующей им самодостаточной экономической системой. Пенатов и ларов-фамилиаров заменили святые и лично товарищ Христос, действующего главу рода – нынешний Папа Римский.
Такая вот примерно сложилась обстановка вокруг яиц во времена Абеляра и Элоизы.
3. Монастыри. Абеляр, Элоиза, освобождение яиц от тирании.
4. Женщина в Риме, средевековье и так далее.
и 5. Окончательное освобождение человека от яиц. Диктатура пролетариата.
Завтра, видимо продолжим по этим пунктам.